Povești cu arme. Tanc T-26 în exterior și în interior. Partea 1

85


Рассказывать о Т-26 можно или долго, или совсем кратко. Долго – это совсем для любителей и фанатов тяжёлого металла, кратко – для всех остальных. Рискнем уложиться где-то посередине, машина того заслуживает.



На снимке у нас рядышком стоят два Т-26. Образца 1933 и 1939 годов соответственно. Начнем с первого.



Когда в Советском Союзе поняли, что rezervoare мы строить можем (на примере Т-18 из предыдущего материала), то сразу же задумались над тем, что этот маломощный и неуклюжий бронегробик надо менять. Причем чем скорее, тем лучше.

В декабре 1929 года комиссией под председательством Наркомтяжпрома Григория (Серго) Орджоникидзе было принято решение об обращении к зарубежному опыту, так как советские конструкторы не обладали пока должным опытом в танкостроении.

Неприятно, но факт.

Потому последовали разумные действия в виде посыла в Европу главного автомобильного начальника Иннокентия Халепского с целью ознакомления с достижениями европейцев. На основе поездок комиссии был сделан вывод, что танки надо строить по лицензии. И лучше всего — британские. Великобритания к 1930 году опередила Францию с фактически стала законодателем военной моды.

Povești cu arme. Tanc T-26 în exterior și în interior. Partea 1

И. Халепский с К. Ворошиловым


В 1930 году была создана закупочная комиссия под руководством И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга, чьей задачей являлись отбор и закупка образцов танков, тракторов и автомобилей, пригодных для принятия на вооружение РККА.


С. Гинзбург


Так в Советском Союзе оказался лёгкий танк Vickers Mk E или «Виккерс 6-тонный» от фирмы «Виккерс-Армстронг».



Хитрые советские военные хотели приобрести единичные экземпляры, но не на тех нарвались. Пришлось закупить 15 танков, зато с полным комплектом технической документации и лицензией на производство в СССР.

«Виккерс-Армстронг» предлагала несколько вариантов танка, в частности «Модель A» с двумя одноместными башнями с 7,7-мм пулемётами «Виккерс» и «Модель B» с двухместной башней с 37-мм короткоствольной пушкой и 7,7-мм пулемётом, но советская сторона закупила только двухбашенные машины.

В СССР машины были весьма пристально исследованы на полигонах, после чего было принято решение о производстве, несмотря на довольно большое количество недостатков.

Строить начали, как и предшественника, Т-18, на заводе «Большевик» в Ленинграде. Параллельно выпускались два варианта танков — с пулемётным вооружением и с пулемётно-пушечным, устанавливая пулемет ДТ-29 в левой башне и 37-мм пушку Гочкиса или ее советский аналог ПС-1 в правой.

Собственно, пушка и стала причиной перехода на однобашенную систему.

Дело в том, что выпуск «Гочкис-ПС» сворачивался, так как из пушки уже было выжато все, что можно. Изначально предполагалось заменить ПС-1 более мощной пушкой ПС-2, но последнюю до работоспособного состояния так и не довели.

Рассматривался вариант с пушкой Б-3, полученной путем наложением ствола 37-мм противотанковой пушки фирмы «Рейнметалл» на ложе ПС-2. Но пушка хоть и пошла в производство, но так медленно, что ни о каком вооружении танков в массовом порядке речь не заходила.

В конце 1933 года по настоянию наркома обороны М. Тухачевского была устроена клоунада с установкой в правую башенку танка 76-мм динамореактивной пушки Курчевского, но, слава богу, не получилось.

В итоге титаническими усилиями Гинзбурга танк приобрел привычный уже вид. Одна башня со спаренной установкой из пулемета ДТ-29 и пушки 20-К калибра 45 мм.



И с 1933 года начался выпуск однобашенной модели Т-26.


Обратите внимание на "праворукость" танка. Вот что значит "британец"


Вообще, 1933 год стал годом довольно внушительной модернизации танка. Пришла очередь двигателя, так как новая башня добавила «всего» тонну к массе машины. А двигатель выдавал все те же 85 л. с...













Фирма «Виккерс-Армстронг» предложила свой модернизированный вариант двигателя, разогнанный аж до 100 л. с., но после изучения его технического описания специалистами завода № 174 был сделан вывод, что мы и сами можем совершить такое. И в мае 1933 года был готов новый двигатель мощностью 92 л. с.











Продолжались работы по другим направлениям. Выяснилось, что более мощная 45-мм пушка при стрельбе значительно задымляла башенное пространство. Для борьбы с пороховыми газами был установлен вентилятор в правой части крыши боевого отделения.


Вентилятор, конечно, современный. Но изготовлен по тем чертежам.




К второй половине 1930-х годов Т-26 подошел в качестве основы советских танковых войск. Однако, даже в СССР не строили иллюзий на тему превосходства Т-26 над потенциальными противниками. Развитие танков и появление практически во всех армиях мира противотанковой артиллерии изменили положение вещей в неблагоприятную для РККА сторону.

Тем не менее, Т-26 стал участником всех войн и конфликтов, в которых принимала участие страна.

Боевое крещение танк получил во время Гражданской войны в Испании. Республиканской армии был поставлен 281 танк. 29 октября 1936 года в Испании Семёном Осадчим на танке Т-26 был совершён первый в мире танковый таран.

Т-26 принимал участие в сражениях на Халхин-Голе и при озере Хасан, в польском походе 1939 года, советско-финской, Великой Отечественной войнах.

Кроме этого, в Китай были поставлены 82 танка. Эти Т-26 состояли на вооружении одного полка 200-й механизированной дивизии Китайской национальной армии и были задействованы в боях с японцами в Южном Китае и в Бирме в 1942 году.

Последней войной, в которых массово применялись Т-26, стал разгром японской Квантунской армии в 1945 году.

Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

На 22 июня 1941 в РККА насчитывалось около 10 тысяч Т-26. Слабое (13-15 мм) противопульное бронирование и невысокая скорость танка стали, конечно, оправданием низкой эффективности применения этих танков в начальный период войны.

Следует отметить, что бронирование большинства немецких танков и самоходных орудий того времени было аналогичным. Те же 12-16 мм. То есть тот же Т-II, вооруженный более слабой, но все-таки эффективной (для работы по Т-26) пушкой 20 мм, был его полным аналогом.

В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26. Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

85 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +9
    21 May 2018
    Наглядно! В первые увидел как изнутри выглядит. Спасибо.
  2. +3
    21 May 2018
    Боевое крещение танк получил во время Гражданской войны в Испании. Республиканской армии был поставлен 281 танк.


    Т-26 стал жертвой скорострельных противотанковых пушек - тех же немецких 37 мм PAK 35/36

    Впервые Pak 35/36 была с успехом использована в боях гражданской войны в Испании в 1936 году[2]. Этим орудием были вооружены силы франкистов и это позволило им выводить из строя республиканские БТ-5 и Т-26, имевших противопульное бронирование. В СССР анализ потерь танков в Испании привёл к принятию решения о начале проектирования танков с противоснарядным бронированием

    К 1 июня 1941 года вермахт располагал 14 459 единицами Pak 35/36, составлявщими подавляющее большинство в противотанковой артиллерии.
    Новых 50-мм противотанковых пушек Pak 38 на эту дату в вермахте было лишь 1047 шт.

    Увлечение производством Т-26 - дорого обошлось нашим танкистам в 1941 году :(
    1. +2
      21 May 2018
      Теперь рассуждать конечно легко,- об Т-26 после испанского опыта, например так и просится люк водителя перенести на правый борт, с открыванием по ходу, тем покидание более быстрое и прикрытое спереди откратой дверкой. на передок перенести ящик с инструментом, катками,- позже такое за время боев с опытом приходило ( запасные траки на броню спереди и тд).Тогда и лобовую плиту возможно блиндировать до 30 - 40 мм. Таким блиндированием занимались перед войной с Т-28, в начале войны даже КВ-1 усиливали бока башни и тд...
      1. +5
        21 May 2018
        Экранированные Т-26 различаются толщиной дополнительной брони - от 15 до 40 мм, а также способом ее расположения. Масса экранированного Т-26 образца 1939 года достигала 12 т, поэтому рекомендовалось движение на пониженных передачах.
        В современных публикациях иногда используется название Т-26Э. Однако, в документах военного времени такое обозначение не встречается.


        Двигатель и ходовая не могли долго тянуть такой вес машины...
        1. +1
          22 May 2018
          Более эффективной мерой могло быть изъятие из войск 2-3 тысяч Т-26, с безболезненным переоборудованием части из них в самоходки с открытой броневой рубкой с той же 45-мм пушкой, каковых имелось в достатке. А так же наклепать, снявши башню, тягачей для буксируемой артиллерии. В этом случае расходы были б минимальные, а мехкорпуса не остались бы без артиллерийской поддержки. Переделка в бронетранспортёры позволила бы перевозить "на борту" до одного отделения бойцов.
          Но у ГАБТУ и его руководства, похоже, были совсем другие планы...
          ...Увы, по моему мнению, создание Т-35, равно как и его собратьев (БТ, Т-26, Т-28 и др.), было следствием авантюристской стратегии маршала Тухачевского. Армады наших танков во главе с пятибашенным монстром должны были напугать «морально неустойчивого противника».
          Я вполне допускаю, что так и могло произойти в случае войны с Польшей, Румынией, Турцией, Болгарией и т. п. Представим, что бы наделал один Т-35 с бригадой польской кавалерии… Но, увы, для борьбы с морально устойчивым противником (например, с немцами и финнами) такие танки не годились ни в 1932 г., ни в 1936 г.

          А.Широкорад, Танковая война на Восточном фронте
          1. +1
            22 May 2018
            Более эффективной мерой могло быть изъятие из войск 2-3 тысяч Т-26, с безболезненным переоборудованием части из них в самоходки с открытой броневой рубкой с той же 45-мм пушкой, каковых имелось в достатке.

            А позвольте полюбопытствовать -
            1) На каких заводах производить эту модернизацию(производственные площади, люди, материалы)?
            2) ЧЕМ заменить изъятые танки в частях?
            1. +2
              22 May 2018
              Citat din hohol95
              А позвольте полюбопытствовать -

              Любопытство - не порок.... râs
              Это всё - т.н. послезнание.... Если бы бабушка ....
              Istoria nu are modă de conjunctiv.
              Citat din hohol95
              ЧЕМ заменить изъятые танки в частях?

              Voi continua...
              1031 танк в мехкорпусе - чудовищный перебор. При той необеспеченности грузовыми автомашинами, автозаправщиками, тягачами для корпусной артиллерии, содержать в строю более тысячи танков - непозволительная роскошь. Личного состава - и того не хватало.
              В итоге непосредственно до поля боя добиралось не более 50-70% танков, поддержанных минимумом артиллерии и крохами пехоты. Результаты известны.
              1. +7
                22 May 2018
                Всё это ЗНАЕМ уже МЫ! Но мы не жили в то время, не имеем знаний ТОГО ВРЕМЕНИ и не занимали ОТВЕТСТВЕННЫХ постов в ТОЙ СТРАНЕ...
                По этому не дано знать, как бы МЫ поступили...
                Попаданцы[quote][/quote] они только в книгах...
              2. +1
                23 May 2018
                Характеристики артиллерийского тягача C7P
                Țara: Polonia
                Тип: Артиллерийский тягач
                Data lansării: 1931
                Lungime: 4600 mm
                Lățime: 2400 mm
                Înălțime: 2400 mm
                Броня, лоб: Нет
                Броня, борт: Нет
                Броня, башня: Нет
                Echipaj: 2 + 6 de pasageri
                motor: PZInz. 235 жидкостного охлаждения, мощностью 115 л.с.
                Raza de actiune: 150 km
                Viteza maximă: 26 km / h
                Greutate: 8,5 tone
                Вооружение: Нет
                Артиллерийский тягач Т-26Т
                Модель Т-26Т (с бронированным тентом) Т-26Т (с матёрчатым тентом)
                Anul emisiunii 1934
                Экипаж 5 4
                Greutate, kg 8100 7700
                Lungime, m 4,62 3,66
                Ширина, м 2,44 2,44
                Бронирование, мм база на уровне Т-26
                Motor 90 л.с. 4-цилиндровый
                Топливо, л. 182
                Rezerva de putere, km 120
                Макс. скорость, км/ч 28 ?
                Выпущено, шт ~220
          2. -1
            August 1 2018
            Цитата:" ...Увы, по моему мнению, создание Т-35, равно как и его собратьев (БТ, Т-26, Т-28 и др.), было следствием авантюристской стратегии маршала Тухачевского. Армады наших танков во главе с пятибашенным монстром должны были напугать «морально неустойчивого противника».
            Вот для морально неустойчивого противника М Тухачевский был совершенно прав. Но мы имели войну с морально устойчивым, обученным и дисциплинированным противником, что М.Тухачевский не мог учесть в 30-те...Потому и армады превосходящих танков КВ-1 и Т-34 ничего не смогли поделать (возможно и по причине отсутсвия тухачевских). Причина в командовании и личном составе,-(морально неустойчивыми были РККА на 1941-42 год.На память фото М.Тухачевского:
    2. +7
      21 May 2018
      Citat: DimerVladimer
      Увлечение производством Т-26 - дорого обошлось нашим танкистам в 1941 году :(

      Для 1941-го это был неплохой танк.
      Другое дело, что приходилось его использовать без соответствующего артиллерийского и авиационного прикрытия в самоубийственных контратаках мехкорпусов РККА с июня по август 41-го. А отсутствие пехоты сопровождения объясняло большие потери как в Испании, так и в Зимней войне 39-40-х годов.
      Не сколько танк был слабый, а столько перегруженность танками и явно недостаточное кол-во артиллерии (отсутствие мехтяги) в танковых дивизиях, отсутствие автотранспорта для пехоты.
      Тонкая броня приводила к пробитию осколками авиабомб и повреждению ходовой части Т-26.
      1. +1
        22 May 2018
        Citat din: stalkerwalker

        Для 1941-го это был неплохой танк


        Для 1941 года - это был архаичный танк.
        1. +6
          22 May 2018
          Нормальный был танк. Освоенный всеми танкистами.
          Если б Т-26 не бросали в атаки на пушки ПТО вермахта без подавления последней артиллерией или авиацией, потери ЛЕГКОГО танка СОПРОВОЖДЕНИЯ пехоты не были б такими огромными. Задачей Т-26 являлось поддержка пехоты уничтожением пулеметов и легкобронированых целей. А не встречные бои с танками вермахта, прикрытых как ПТО, так авиацией. Применение старичка в августе 45-го - тому подтверждение.
        2. -1
          August 1 2018
          А у кого были лучше лёгкие танки? Справедливо подмечено, что и КВ-1 бездарно гробили в 1941 по причинам преступного использования.... Когда появился у немцев в 1943 аналог Т-:6, в разы меньших количествах, как они проявились, и почему. такой их успех.....,
    3. +1
      22 May 2018
      Уважаемый , DimerVladimer ! А кто наступал ? Ваше умозаключение про дорого обошлось нашим танкистам абсурдно, не о том поёте....
    4. +4
      27 May 2018
      дело не в броне. у немцев мардер всю войну прошел с еще более тонкой броней
      дело в тактике, штатном составе танковых частей, в оснащении и количестве частей поддержки (они не успевали) неготовности командиров управлять мехкорпусами
      (это было очень трудным делом. т.к. соединение слишком крупное), снабжении снарядами,
      в отсутствии нормальной связи (флажками махали) и еще ряде причин, большинство из которых немцы смогли преодолеть еще на стадии виртуальных танков, когда катали на учениях фанерные макеты. И при всей презрительной оценке Т1 и Т2 именно на них немцы смогли преодолеть большнство проблем, которые губили наших танкистов.
      ну и сыглала роль насыщенность пехотных дивизий вермахта 37мм пушками с хорошей номенклатурой снарядов. Кс слову сказать, они подкалиберными гранатами пробивали и КВ-1.
      Так что тонкость брони - это лишь отмазка для глупых, а не причина.
  3. +3
    21 May 2018

    Была такая книга...
    1. +1
      21 May 2018
      Рассказывать о Т-26 можно или долго, или совсем кратко. Долго – это совсем для любителей и фанатов тяжёлого металла, кратко – для всех остальных. Рискнем уложиться где-то посередине, машина того заслуживает.

      А если еще вспомнить модификации танка, и телетанк, и огнеметные, и саперные, и артиллерийские. А сколько незавершенных проектов. Хватит на серию статей.
    2. +2
      22 May 2018
      Alexey hi Почему была? Есть и к тому же это целая серия книг о наших и зарубежных танках. Весьма познавательные книги в которых раскрыты многие вопросы разработки и эксплуатации, а так же боевого применения БТТ. Очень качественно проиллюстрированы фотографиями, чертежами и рисунками. bine
      1. +2
        22 May 2018
        Почему была? Со времени начала издания этой серии книг были переиздания некоторых из них! Например о Т-35 сперва была книга написанная дуэтом Коломиец - Свирин. Не так давно была выпущена книга автором которой снова был Коломиец! Были переиздания книг по КВ-1!
        А вот по Т-26 новых переизданий не было!
        1. +3
          22 May 2018
          А, теперь понятно. Я эту серию отслеживаю и скачиваю при появлении новых книг. К сожалению, пока комп не починю, доступ к своей коллекции не имею. А кроме неё, у меня там и других материалов множество - и печатных и видео. Про Т-26 прекрасно рассказано в отечественных документальных сериалах "...и танки наши быстры!" и "Броня России" bine hi
          1. +1
            22 May 2018
            Успехов в ремонте... hi
            1. +2
              22 May 2018
              Ваши слова, да моей бы супруге...услышать simţi Ну не совпадают у нас приоритеты. plâns по поводу траты семейного бюджета. Но я надежды не теряю и видюху всё же заменю. А ещё есть предвоенный документальный фильм, вроде "Учения танкового батальона" называется. Там Т-26 - главный герой.
              1. +2
                22 May 2018
                Ох уж эти ПРИОРИТЕТЫ... băuturi Плавали - знаем...У меня самого 2 жестких умерло с тем, что супруга именовала "МУСОРОМ"...
                1. +2
                  22 May 2018
                  Моя с техникой не дружит от слова "совсем", мы с дочкой ей ноут подарили. Так она его даже включать не умеет. Вот и "арендую" пока. У неё одни цветочки да тряпки на уме - ни какого уважения к технике. Одно радует - не мешает мне любимый сайт посещать. bine băuturi
                2. +1
                  22 May 2018
                  Citat din hohol95
                  2 жестких умерло с тем, что супруга именовала "МУСОРОМ"...

                  Либо RAID, что относительно дорого и не всегда возможно, либо "облако"(тоже нюансы есть...). И не использовать "бюджетные" HDD, типа "зеленых" и "синих" WD.
                  Всё зависит от важности информации...
              2. mac
                +2
                22 May 2018
                Фильм не столько документальный, сколько учебный
                1. 0
                  22 May 2018
                  Фильм не столько документальный, сколько учебный

                  На момент создания - да. da Сейчас скорее историко-познавательный. Время увы, беспощадно.
              3. 0
                Februarie 19 2019
                Citat: Svarog51
                А ещё есть предвоенный документальный фильм, вроде "Учения танкового батальона" называется. Там Т-26 - главный герой.

                Фильм называется "Тыл танкового батальона", 1940-го года.
                https://www.youtube.com/watch?v=6sLSIUmgL3w
                "Танковый батальон N-ского танкового полка с приданными ему тыловыми подразделениями..." "... после выгрузки на станции Сосновка готовится к переходу в район сосредоточения"
  4. +5
    21 May 2018
    Уважаемый автор! Для чего вы разместили фотографию Vickers Mk E Type A изготовленного для ПОЛЬШИ с пулемётами ГОЧКИССА?

    Вот советский Т-26 - потомок Vickers Mk E Type A!
    Британский родоначальник был вооружён пулемётами 7,7-мм «Виккерс».
    1. +2
      21 May 2018
      В статье показан на фото изначальный вариант танка Виккерс Мк-Е
      1. +7
        21 May 2018

        Вот британский вариант танка Виккерс Мк-Е закупленный для РККА.
        Легкий танк Vickers Mk E mod.А во дворе завода фирмы Vickers-Armstrong Ltd. 1930 г. В башнях установлены пулеметы Vickers с водяным охлаждением.
      2. +2
        21 May 2018
        Официально на вооружение польской армии Vickers Mk.E поступили в середине 1934 г. после 1200-км пробега двух танков, доказавших хорошую эксплуатационную надежность. Танки вскоре были модифицированы, получив массивный кожух в хвостовой части над двигателем. Радиостанциями танки не оснащались, хотя в частном порядке два Mk.E Type A из состава 12-го танкового отделения были оборудованы польской рацией RKB\C. Вооружение полученных танков на протяжении эксплуатации несколько раз изменялось.
        - два 7,92-мм пулемета Hotchkiss wz.25 (первоначальный вариант, 38 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz.25 в левой башне и одна 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне (перевооружено не более 6 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в левой башне и один 13,2-мм пулемет Hotchkiss wz.30 в правой башне (перевооружено 16 танков);
        - один 7,92-мм пулемет Browning wz.30 в левой башне и одна 37-мм пушка Puteaux SA18 в правой башне (опытный вариант, перевооружен 1 танк);
        - два 7,92-мм пулемета Browning wz.30 в бронированных кожухах (перевооружено 16 танков).
  5. +4
    21 May 2018
    В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26.
    ,,и немцы от них не отказывались,,

    1. +6
      21 May 2018

      Первые советские танки Т-26, захваченные в качестве трофеев, начали использоваться Вермахтом уже летом 1941 года. На фото танк Т-26 обр.1939 г. вытаскивает завязший в грязи 3-тонный грузовик «Мерседес-Бенц».
    2. +2
      21 May 2018
      Финнам тоже нравилось...
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/7450-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/7449-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/157-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/100-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/95-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13796-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13793-foto.html
      И напоследок румыны...
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13954-foto.html
      1. +2
        21 May 2018
        Шикарно! Но первыми были не финны - испанцы генерала Франко!
        Националистам после капитуляции досталось до 100-150 (считая танки, захваченные еще в ходе войны, называются цифры в 75, 80 и 120 машин) танков Т-26. Несмотря на получение в середине 1940-х гг. партии Pz.IV, они являлись основой танковых войск испанской армии (наряду с немецкими Pz.I) и использовались вплоть до начала 1960-х гг., т.е. фактически до момента, когда Испания была интегрирована в НАТО, а ее армия начала получать в рамках внутриблоковой военной помощи американские М41 и М47.
        До наших дней в Испании в качестве памятников и музейных экспонатов осталось около 20 Т-26 (есть точные данные о не менее 17 машинах этого типа) разной степени сохранности.

        Следующими были КИТАЙЦЫ - СССР поставил для армии Гоминдана 82 шт. танков Т-26!
        В 1949 году во время эвакуации с материка на Формозу (Тайвань) оставшиеся у националистов Т-26 были переправлены на остров! И там продолжили службу по меньшей мере до 1951 года! Есть фото Т-26 на Тайване датируемые этим годом!
        Так, что финны были пожалуй третьими...
        1. 0
          22 May 2018
          Так, что финны были пожалуй третьими...

          Я бы лучше сказал... одними из тех кто пользовался Т-26. a face cu ochiul
          1. +2
            22 May 2018
            Не только использовали, но и модернизировали! Трофейные химические (огнемётные) танки они переделывали в линейные путём замены башни и изъятия бака для огнесмеси! На место бака был посажен СТРЕЛОК - ЧЕТВЁРТЫЙ в экипаже таких машин! В линейных танках естественно оставалось по ТРИ танкиста!

            Финские танкисты обслуживают трофейные советские танки ХТ-133 и Т-26. Танк на переднем плане является химическим (огнеметным) танком ХТ-133, переделанным в пушечный вариант (заменена башня от линейного танка Т-26). Также на лобовом бронелисте надстройки корпуса установлен дополнительный пулемет, в результате чего экипажи таких танков состоял из четырех, а не из трех человек. Регистрационный номер танка R-108. На втором плане линейный танк Т-26 образца 1939 года. Регистрационный номер танка R-96. Машины из состава 4-го бронебатальона (4/Ps.Pr.) финской бронебаригады. На машины нанесен новый вариант трехцветного камуфляжа.
  6. +8
    21 May 2018
    Танк своего времени - начала 30-х годов. Для советской танковой промышленности - учебное пособие. Но его растиражировали до непотребного количества. Технический прогресс неумолим - устарел уже к середине 30-х годов. Но что было - то было.
    1. +5
      21 May 2018
      А разве Infantry Tank Mk.I «Matilda I», разработку которого начали в 1935 году не был устаревшим при рождении?
  7. 0
    21 May 2018
    БТ, конечно, выглядит получше
    1. 0
      21 May 2018
      бт просто шустрее...
      1. +1
        22 May 2018
        он правильнее
        1. 0
          22 May 2018
          согласен тоже верно hi
  8. +4
    21 May 2018
    Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

    Вы запамятовали о Pz.-35(t) -

    Созданном по той-же концепции, что и Т-26!
    И Pz.-38(t)...
    1. 0
      21 May 2018
      поколения и исполнение разные...
      1. +1
        21 May 2018
        Вы имеете в виду 35-ю или 38-ю модель написав
        поколения и исполнение разные..
        ?
        1. 0
          22 May 2018
          я имею в виду Т-26 и Pz.-35(t), Pz.-38(t), между виккерсом и 35ой чешкой пять лет, а 38ой все восемь лет, в те времена с учетом резкого прогресса в развитии танкостроения это уже разные поколения...
    2. +3
      21 May 2018
      Это чешские танки ( с идексами 35, 38), немцы всех их взяли на вооружение и в на первые два года войны они составляли не малую часть бронесил немцев.
    3. +1
      27 May 2018
      Czech 38 (t) все-таки был лучше бронирован и немцы с большим удовольствием пересаживались в них с Т2.
      1. 0
        27 May 2018
        38(t) - модели с А по С лоб - 25мм, с модели D по G лоб довели до 50мм!
        А вот у 35(t) толщины лобовых деталей корпуса (25мм) не увеличивали!
  9. +8
    21 May 2018
    Советский легкий танк Т-26 и его экипаж в иранском городе Тебризе. Иранская операция.
    1. +1
      21 May 2018
      Multumesc pentru educatie. hi
  10. +3
    21 May 2018
    Спасибо. Всякий раз удивляешься как в таких условиях нашы деды воевали.
  11. +6
    21 May 2018
    В 1931-1941 Т-26 выпускался в 23 модификациях (встречается информация о 25) с тремя модификациями двигателя.

    Танк Т-26 с башенной установкой А-43 был разработан в 1932 г. в Опытно-конструкторском и испытательном бюро УММ под руководством Н.И.Дыренкова.
    Основным оружием являлась 76,2-мм пушка ПС-3 конструкции П.Н.Сячентова. Установка А-43 испытаний стрельбой не выдержала, танк получил множественные поломки, просели рессоры, деформировался погон.
    1. 0
      23 May 2018
      Да, во многом уникальный танк. Разнообразие вооружения просто удивляет. zâmbet
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13695-foto.html
      http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
      6/13633-foto.html

      А, ведь ещё были САУ на базе Т-26...
      https://topwar.ru/11353-samohodnaya-artilleriyska
      ya-installation-su-5.html

      http://military-photo.com/unsorted/9697-photo.htm
      l
  12. 0
    21 May 2018
    Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.

    В свою очередь, немецкий танк был не просто легкой мишенью для 37- или 45-мм орудий Т-26. Он был просто жертвой. И Т-II было выпущено 2 000 против 10 000 Т-26. Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.
    Autor: Roman Skomorokhov

    Ну никто не любит Резуна, а вот снова! râs
    Это привлекает внимание, конечно, но - от таких авторов ожидаешь, всё же, большего ума, трезвой рассудительности и взвешенности в оценках (так было ведь).
  13. 0
    21 May 2018
    Стоит заметить, что купленные для СССР Vickers Mk E получили обозначение В-26. Кстати, их всего было построено чуть больше 150 единиц.
    А одной из причин принятия его на вооружение РККА стали слухи что Польша тоже ведёт закупку образцов Vickers Mk.E и может, по оценкам руководства РККА, уже к концу 1931 года с англо-французской помощью произвести более 300 танков этого типа, что дало бы польским танковым войскам преимущество.
    Польша действительно купила Vickers Mk.E, аж 38 машин - все двухбашенные, позже 22 из них переделали в однобашенные.
    Ещё 33 однобашенных Vickers Mk.E в период с 1933 по 1939 годы купили наши северные соседи - финны.
    1. +2
      21 May 2018
      Одна из причин - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ...
      Каждая закупленная в Англии боевая машина обошлась Советскому Союзу в 42 тыс. руб. (в ценах 1931 года). Для сравнения скажем, что изготовленный в СССР в августе того же года «основной танк сопровождения» Т-19 стоил свыше 96 тыс. руб. Кроме того, танк В-26 (такое обозначение получили в СССР английские машины) был проще в изготовлении и эксплуатации, а также обладал лучшей подвижностью. Все эти обстоятельства и предопределили выбор УММ РККА. Работы по Т-19 был свернуты, а все силы брошены на освоение серийного производства В-26.
  14. +1
    21 May 2018
    Спасибо за статью! Очень интересное повествование. zâmbet
    Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26.

    А, за этот момент просто низкий поклон. hi
  15. +5
    21 May 2018
    Случай во время боёв на Халхин-Голе:
    «Т-26 — показали себя исключительно с хорошей стороны, прекрасно ходили по барханам, очень большая живучесть танка. В 82-й стрелковой дивизии был случай, когда в Т-26 было пять попаданий из 37-мм орудия, разнесло броню, но танк не загорелся и после боя своим ходом пришел на СПАМ (сборный пункт аварийных машин. — Прим. автора )». После подобной лестной оценки следует куда менее лестное заключение, касающееся уже бронезащиты Т-26 (впрочем, и других наших танков): «японская 37-мм пушка пробивает броню любого нашего танка свободно».

    Великая Отечественная:
    „Tov. Yakovlev, în luptele cu invadatorii fasciști, s-a dovedit a fi un fiu fidel al Patriei Socialiste, un erou al Războiului Patriotic. Timp de 6 zile, din 20 până în 26 decembrie 1941 (în luptele pentru Krasny Bor), comandantul tancului T-26 Yakovlev nu a coborât din mașină, distrugând fără milă forța de muncă și echipamentul inamicului.
    După capturarea șanțului antitanc de către unitățile noastre, germanii au încercat să returneze liniile avantajoase pe care le pierduseră. Ne-au contraatacat tancurile de trei ori.
    Tov. Iakovlev, lăsându-i pe naziști să vină la o distanță de 100 de metri, i-a împușcat din față și a pornit din nou la atac.
    Într-o singură noapte de 22 spre 23 decembrie a distrus peste 200 de soldați și ofițeri inamici, două buncăre, trei tunuri antitanc, 4 cuiburi de mitraliere, trei mortiere cu slujitori și un depozit de muniții în sat. Krasny Bor.
    Tancul lui Yakovlev avea 9 găuri, dar curajosul comandant a reușit să-l scoată de pe câmpul de luptă.
    1. +1
      22 May 2018
      Citat din hohol95
      Tancul lui Yakovlev avea 9 găuri, dar curajosul comandant a reușit să-l scoată de pe câmpul de luptă.

      9 жизней у танкиста. 9 раз повезло в одном бою.
      А если не повезло? - Потерян опытный танкист, экипаж... и уже в новый танк посадить только что подготовленный экипаж, командир которого кроме лобовой атаки, не имеет представления о действиях танка в бою...
      1. 0
        22 May 2018
        А если не повезло? - Потерян опытный танкист, экипаж... и уже в новый танк посадить только что подготовленный экипаж, командир которого кроме лобовой атаки, не имеет представления о действиях танка в бою...


        А, какая у бойца есть альтернатива? Если только не сражаться. Или Вы предлагаете сразу...

        http://military-photo.com/ussr/afv/tank/light/t-2
        6/9543-foto.html
      2. +1
        22 May 2018
        Колобанов З. Г. тоже не в бою получил своё тяжёлое ранение - немцам его КВ-1 не удалось пробить! А вот шальной снаряд своими осколками и силой взрыва -
        Танкист получил осколочное поражение головы и позвоночника, контузию головного и спинного мозга. Находился на излечении в Травматологическом институте в Ленинграде, затем был эвакуирован и до 15 марта 1945 года лечился в эвакогоспиталях № 3870 и 4007 в Свердловске.

        По разному было и происходит по сей день...
  16. 0
    22 May 2018
    Uralvagonzavod a anunțat suspendarea dezvoltării tancului T-14 Armata și o schimbare bruscă a priorităților. În loc de Victory Parade-2015 victorioasă, întreprinderea intenționează să se concentreze pe producția de „clasici atemporale” - tancuri IS-1 (Iosif Stalin). http://panorama.pub/3650-uralvagonzavod-vmesto-ar
    maty-budet-vypuskat-tanki-is-1.html
    1. +4
      22 May 2018
      Citat: Victoria-V
      предприятие намерено сосредоточиться на выпуске «нестареющей классики» — танках ИС-1

      Бессовестно врут. На самом деле уже смонтирована линия по производству вот таких изделий:
      1. +2
        22 May 2018
        Вами представленное изделие является экспортым вариантом... для удовлетворения нужд вооружённых сил РФ будет это...
        http://military-photo.com/unsorted/1202-photo.htm
        l
      2. +3
        22 May 2018
        И вы не правы - слишком сложно! У нас в стране до вращающихся башен ещё прогресс не дошёл!

        Будут делать ЭТО...
        1. +4
          22 May 2018
          Citat: Victor Zhivilov
          будет это...

          Citat din hohol95
          Будут делать ЭТО...

          Парни, вы бы поаккуратнее. Всё таки новейшая разработка, вся документация грифованная, а тут чертежи в открытый доступ... bătăuș
          1. +1
            22 May 2018
            Парни, вы бы поаккуратнее. Всё таки новейшая разработка, вся документация грифованная, а тут чертежи в открытый доступ...

            Порекомендуем им освежить в памяти фильм "Экипаж машины боевой"? a face cu ochiul Надпись на башне Т-34 забыли. Я в плане не "мстит", но "предупреждает" настоятельно. bine băuturi
  17. 0
    22 May 2018
    Citat: John22
    Технический прогресс неумолим - устарел уже к середине 30-х годов

    Интересно, а какой танк в середине 30-х годов был качественно лучше?
    1. +1
      22 May 2018
      с 36 года чешский LT vz.35
      1. +2
        22 May 2018
        В чём по вашему LT vz.35 выигрывал у советских Т-26 и семейства БТ?
        До гражданской войны в Испании конструкторы всех стран при проектировании танков уделяли гораздо больше внимания их подвижности и вооружению, чем броневой защите. Это легко проиллюстрировать на примере LT vz.35. Машину снабдили подвеской, обеспечивавшей танку достаточно плавный ход, а также весьма совершенной системой управления, не требовавшей от механика-водителя больших физических усилий, а также вооружили 37-мм пушкой А-3 – одним из самых мощных танковых орудий середины 1930-х годов. При этом максимальная толщина лобовой брони корпуса и башни не превышала 25 мм. Такая броня не обеспечивала защиты от огня как собственной пушки (достаточно распространённое минимальное требование к бронезащите), так и наиболее современных тогда противотанковых орудий. Логика более чем странная – дать боевой машине возможность поражать почти все типы танков того периода, но оставить её легкоуязвимой от ответного огня. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что почти все танки, созданные в конце 1920-х – начале 1930-х годов, имели аналогичную несбалансированность характеристик.
        В качестве примера можно рассмотреть советский лёгкий танк Т-26, созданный в рамках практически той же, что у LT vz.35, концепции, и близкий к чехословацкому танку по своим тактико-техническим характеристикам. Такое сравнение тем более интересно, что эти машины, вероятно, встречались в боях летом и осенью 1941 года.
        При всех внешних отличиях обе машины имели примерно одинаковую боевую массу и габаритные размеры. Несбалансированность характеристик у советского танка была даже больше, чем у чешского, поскольку Т-26 вооружался 45-мм пушкой, а защищался лобовой бронёй толщиной только 15 мм. Усилить же бронирование не представлялось возможным – этого не позволяли ни силовая установка, ни ходовая часть. В результате к началу Второй мировой войны и та, и другая машины безнадёжно устарели. Всё возраставшая мощь противотанковой артиллерии не оставила им шансов уцелеть на поле боя. Для LT vz.35, а точнее, для Pz.35(t) первый звонок прозвенел в Польше, когда выяснилось, что его броня легко пробивается 37-мм польскими пушками Bofors на всех дистанциях, последний – под Москвой.
        1. 0
          23 May 2018
          В блокадном Ленинграде оставшиеся Т-26 экранировали, доведя бронирование до 60 мм в лобовой проекции. После такого издевательства, Т-26 даже самостоятельно передвигался.
        2. +1
          23 May 2018
          ну вы сами себе ответили - в бронировании, все таки 25мм это почти в два раза больше чем 15мм..., шансов выжить больше, да и в части технической грамотности чехи превосходили ссср, а более качественно изготовленный танк это более надежный танк... hi
          1. +1
            23 May 2018
            ну вы сами себе ответили - в бронировании, все таки 25мм это почти в два раза больше чем 15мм..., шансов выжить больше, да и в части технической грамотности чехи превосходили ссср, а более качественно изготовленный танк это более надежный танк...

            Про надёжность - пропустим!
            А вот шансов выжить при 25мм броне было столько же сколько и при 15мм броне!
            К тому же вы забываете маленькую разницу в способах сборки корпусов и башен танков!
            Советские однобашенные Т-26 имели сварную конструкцию, а чешские танки всех типов были КЛЁПАННЫМИ..
            Вот пример попадания в Pz.38(t) -
            În acest sens, este interesant să facem cunoștință cu un fel de vedere din interior, adică cu o descriere a rezultatelor unui proiectil sovietic de 45 mm care lovește tancul Pz.38 (t), de pe buzele Tancherul german Otto Carius, care a luptat în 1941 pe acest vehicul de luptă.

            „Pe 8 iulie ne-au lovit. Pentru prima dată, a trebuit să cobor dintr-o mașină distrusă.
            Это произошло возле полностью сожжённой деревни Улла. Наши инженерные части построили понтонный мост рядом со взорванным мостом через Двину. Именно там мы вклинились в позиции вдоль Двины. Они вывели из строя нашу машину как раз у края леса на другой стороне реки. Это произошло в мгновение ока. Удар по нашему танку, металлический скрежет, пронзительный крик товарища – и всё! Большой кусок брони вклинился рядом с местом радиста. Нам не требовалось чьего-либо приказа, чтобы вылезти наружу. И только когда я выскочил, схватившись рукой за лицо, в придорожном кювете обнаружил, что меня тоже задело. Наш радист потерял левую руку. Мы проклинали хрупкую и негибкую чешскую сталь, которая не стала препятствием для русской противотанковой 45-мм пушки. Обломки наших собственных броневых листов и крепёжные болты нанесли больше повреждений, чем осколки и сам снаряд.
            Dinții mei tăiați au ajuns curând în coșul de gunoi al infirmeriei. Fragmentele care mi-au străpuns fața au rămas în ea până la primele raze de soare de a doua zi și au ieșit de la sine - așa cum am prezis.

            На счастье Кариуса в его танк попал не 76мм снаряд...
            1. +1
              24 May 2018
              про клепки в курсе, ну каждый видимо при своем останется... hi
  18. +1
    22 May 2018
    Если говорить о том, насколько Т-26 был плох на начало Великой Отечественной, насколько он устарел, то стоит отметить, что танки, которыми оперировала Германия, были еще хуже. Т-I и T-II вообще были не конкуренты Т-26, обладая такой же слабой броней и проигрывая по вооружению.


    немецкие легкие танки всё же имели преимущества перед нашими во- первых они были радиофицированными и с лучшей оптикой, а вообще у таких машин я считаю должен быть задний люк в корме башни для эвакуации, не знаю позволяет ли клиренс, а то неплохо бы сделать люк и в днище
  19. 0
    23 May 2018
    Достоинством Т-26 можно считать, что этот самый массовый советский танк довоенной постройки послужил хорошей школой и для отечественных танкостроителей, впоследствии пришедших к Т-34, и для всей РККА в целом, где были созданы танковые батальоны и бригады, впоследствии развёрнутые в механизированные корпуса. Т-26 послужили хорошим тренажером и для красноармейцев, учившихся вести боевые действия как совместно с танками, так и против них. В лице Т-26 РККА получило относительно недорогую, что тоже очень важно, и вполне боеспособную для своего времени боевую бронированную машину, не лишённую недостатков, но и имеющую вполне определённые достоинства, выделяющую её на фоне как отечественных, так и заграничных сверстников.
  20. +3
    23 May 2018
    "Так что все-таки в версию больших потерь в силу необученности командиров верится больше, чем в версию дикого устаревания Т-26. " Основная причина потерь - их техническое состояние (катастрофическое положение с запчастями) и отсутствие снабжения (без топлива и боеприпасов танк груда металлолома).
    1. 0
      23 May 2018
      Sunt de acord, dar техническое состояние и отсутствие снабжения - это лишь следствие необученности командиров, nu motivul. zâmbet
      1. +1
        23 May 2018
        По вашему выходит, что именно НЕОБУЧЕННОСТЬ КОМАНДИРОВ ПРИЧИНА, а не следствие?
        А отсутствие запасных частей для техники, ГСМ, тягачей и специальных автомобилей от промышленности происходит именно от этой НЕОБУЧЕННОСТИ!
        Așa funcționează?
        В то время необученности хватало во всех сферах хозяйствования в СССР - особенно не хватало КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ...и нехватка заводов для такой большёй страны...
        К 1 июня 1941 года в СССР насчитывалось 700 тысяч грузовых автомобилей. Из-за ужасного состояния дорог, хронического недостатка запасных частей, ремонтных материалов, средств технического обслуживания, шин, аккумуляторов, низкой квалификации большинства водителей техническое состояние автомобильного парка страны было крайне неудовлетворительным. Только 55 % машин считались исправными. На 15 июня 1941 года в Красной армии имелось 272 600 автомобилей всех типов, что составляло 36 % от численности штата военного времени.
        Ещё больше проблем возникало со специальными машинами — бензо- и водомаслозаправщиками, автоцистернами, ремонтными летучками (походными мастерскими на шасси автомобилей). Производство таких машин на заводах промышленности было невелико — например, в 1940 году при плане в 2 тыс. бензозаправщиков на шасси ЗИС-5 и 150 водомаслозаправщиков на шасси ЗИС-6 были изготовлены всего 155 и одна (!) машина соответственно. Поэтому обеспеченность, например, механизированных корпусов заправщиками колебалась в пределах 7–40 %. По Западному Особому военному округу средняя укомплектованность танковых частей водомасло- и бензозаправщиками составляла 15 %.

        Отсюда и "родились" переносы складов ближе к границе - легче доставлять имеющимися в наличии машинами!
        А при потере оных - полный коллапс в снабжении частей и эвакуации складов и техники!
        Однако в результате катастрофических поражений лета и осени 1941 года Красная армия безвозвратно потеряла 159 тыс. автомобилей (58,3 % от первоначального состава). Эти потери и пришлось восполнять за счёт мобилизации (получено из народного хозяйства 166,3 тыс. автомашин), а некомплект не только сохранился, но и увеличился по причине формирования новых частей и соединений.
        1. 0
          24 May 2018
          В то время необученности хватало во всех сферах хозяйствования в СССР - особенно не хватало КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ...и нехватка заводов для такой большёй страны...

          hi
  21. 0
    Februarie 11 2020
    вопрос, на фотографиях коробка передач установлена на двигателе, так что рукоятки переключения прямо под креслом башнера, а в носу стоит простой редуктор. В тоже время на всех без исключения интернетных схемах и чертежах танков Т26 и Виккерс коробка стоит в носу, отделенная от сцепления карданом. Интересно было узнать, что это за модификация, год выпуска и завод

„Sectorul de dreapta” (interzis în Rusia), „Armata insurgenților ucraineni” (UPA) (interzis în Rusia), ISIS (interzis în Rusia), „Jabhat Fatah al-Sham” fost „Jabhat al-Nusra” (interzis în Rusia) , Talibani (interzis în Rusia), Al-Qaeda (interzis în Rusia), Fundația Anticorupție (interzisă în Rusia), Sediul Navalny (interzis în Rusia), Facebook (interzis în Rusia), Instagram (interzis în Rusia), Meta (interzisă în Rusia), Divizia Mizantropică (interzisă în Rusia), Azov (interzisă în Rusia), Frații Musulmani (interzisă în Rusia), Aum Shinrikyo (interzisă în Rusia), AUE (interzisă în Rusia), UNA-UNSO (interzisă în Rusia), Mejlis al Poporului Tătar din Crimeea (interzis în Rusia), Legiunea „Libertatea Rusiei” (formație armată, recunoscută ca teroristă în Federația Rusă și interzisă)

„Organizații non-profit, asociații publice neînregistrate sau persoane fizice care îndeplinesc funcțiile de agent străin”, precum și instituțiile media care îndeplinesc funcțiile de agent străin: „Medusa”; „Vocea Americii”; „Realitate”; "Timp prezent"; „Radio Freedom”; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevici; Dud; Gordon; Jdanov; Medvedev; Fedorov; "Bufniţă"; „Alianța Medicilor”; „RKK” „Levada Center”; "Memorial"; "Voce"; „Persoană și drept”; "Ploaie"; „Mediazone”; „Deutsche Welle”; QMS „Nodul Caucazian”; „Insider”; „Ziar nou”