Состав и структура 7-й воздушной армии

7
Боевые действия в Заполярье и Карелии постепенно выходят из тумана небытия, однако вопрос структуры и численности aviaţie соединений, воевавших в тех холодных краях, все еще остается обделенным вниманием. Данная статья не ставит своей целью описать воздушные баталии в ледяном карельском небе или боевой путь авиационных частей Карельского фронта, конкретная задача данной статьи – изучение состава и структуры 7-й воздушной армии.

Состав и структура 7-й воздушной армии




За год боевых действий ВВС Карельского фронта накопили большой опыт и повысили свою боеспособность. Конечно, как и всему Карельскому фронту, им не отводилось должного внимания в связи со второстепенностью финского театра боевых действий, однако авиаторы все равно развивали свои умения и способности, сражались с финской и немецкой авиацией в воздушных баталиях, которые были красочно, хоть и лживо, описаны Илмари Ютилайненом в его мемуарах (в которых за всю книгу было сбито лишь несколько финских самолетов и десятки советских).

В 1942 году росли и части ВВС Карфронта. Летом-осенью 1942 года были сформированы 9-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 20-я отдельная санитарная авиаэскадрилья, 968-й ночной бомбардировочный авиаполк, 42-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья. [1 стр. 80].

21 ноября 1942 года ВВС Карельского фронта были переформированы в 7-ю воздушную армию (ВА). ВВС 14-й армии переформировывались в 258-ю истребительную авиадивизию, ВВС 19-й армии в 260-ю бомбардировочную авиадивизию, ВВС 26-й армии в 261-ю штурмовую авиадивизию, а ВВС 32-й армии в 259-ю истребительную авиадивизию. Два полка и четыре эскадрильи вошли в состав будучи непосредственно подчиненными управлению 7-й ВА. [1 стр. 87]

На Мурманском направлении действовала 258-я истребительная авиадивизия, на кандалакшском направлении – 260-я бомбардировочная авиадивизия, на кестеньгском, ухтинском и ребольском направлениях находилась 261-я штурмовая авиадивизия, на медвежьегорском и масельском направлениях – 259-я истребительная авиадивизия, прикрывающая Кировскую (Мурманскую) железную дорогу. [1 стр. 87-88].

Собственно говоря, создание армии способствовало боле четкому распределению обязанностей между отделами и в самих отделах, а также исчезла делимость авиационных сил на ВВС каждой армии, между которыми, в следствие специфического характера войны в Карелии, были огромные пустующие земли, никем не занятые.

Перейдем же к изучению состава и структуры 7-й воздушной армии. Согласно «Ведомости боевого состава частей 7 ВА на 15.8.43 г.» [2] в армии находилось всего 318 самолетов, из которых:

113 бомбардировщиков, из которых:
Бостон-3 – 18;
ПЕ-2 – 18;
ЛИ-2 – 1;
Р-5 – 10;
У-2 – 66;
80 штурмовиков из которых:
ИЛ-2 – 50;
И-15 бис – 20;
И-153 – 10;
5 разведчиков из которых:
ПЕ-2 – 3;
СБ – 1;
Б-25 – 1;
110 истребителей из которых:
ЛАГГ-3 – 10;
Харрикейн – 63;
И-16 – 12;
И-158 – 15;
Киттихаук (Р-40) – 10;
10 корректировщиков и транспортников, из которых:
Кертис-52 – 2
ПР-5 – 5;
С-2 — 3.

7-я воздушная армия вместе с войсками 7-й и 32-й армии Карельского фронта участвовала в Свирско-Петрозаводской наступательной операции, являющейся частью Выборгско-Петрозаводской операции. Задачей 7-й ВА была поддержка с воздуха наступающих частей РККА, которые должны были освободить Карелию от оккупации конкретно финских войск, не немецких – против немецких оккупантов на Севере России боевые действия начнутся осенью 1944 г.

На 1 июля 1944 г., то есть буквально через неделю после начала наступления, 7-я ВА имела в своем составе[3]:

Истребителей – 418;
Штурмовиков – 244;
Бомбардировщиков – 65;
Ночных бомбардировщиков – 59 [4];
Самолетов боевого обеспечения – 96
Всего: 882 самолета.

По частям состав 7-й ВА распределялся следующим образом:
1-я гвардейская смешанная авиационная дивизия (сад): 125 самолетов;
324-я истребительная авиационная дивизия: 110 самолетов;
257-я сад: 146 самолетов;
260-я сад: 184 самолета;
261-я бомбардировочная авиационная дивизия: 114 самолетов;
Армейская авиация: 140 самолетов.

Спустя месяц боевых действий, согласно «Классификации боевой авиации 7 В.А. на 1.8.44 г.» [5] в 7-й ВА имелось:
Истребителей: 270 исправных и 53 неисправных;
Штурмовиков: 182 исправных и 62 неисправных;
Бомбардировщиков: 53 исправных и 7 неисправных;
Ночных бомбардировщиков: 49 исправных и 5 неисправных;
Авиации боевого обеспечения: 99 исправных и 10 неисправных.
ВСЕГО: 653 исправных и 137 неисправных самолетов.

Чуть раньше того, как началась Свирско-Петрозаводская наступательная операция и частые боевые вылеты для летчиков 7-й ВА, началась Выборгская наступательная операция, где наступление 23-й и 21-й армии РККА с воздуха поддерживала 13-я воздушная армия. Ее состав, по данным Баира Иринчеева, составил 1000 самолетов [6, стр. 42]. По данным Иноземцева на 9 июня 1944 года в состав 13-й ВА входили 757 самолетов, из них 249 бомбардировщиков, 200 штурмовиков, 268 истребителей, 20 разведчиков и 20 корректировщиков, но к ним стоит прибавить 220 самолетов ВВС Балтийского flota, тем самым общее число самолетов – 977. [7, стр. 210-211] Таким образом, разница в количестве самолетов 7-й и 13-й ВА, которые у них были на начало наступательных операций против финских войск, небольшая. В 7-й ВА это 882 самолета, в 13-й ВА — 977. Здесь еще нужно учесть, что Ставка изначально понимала, что Карельский фронт слабее Ленинградского, поэтому первым удар был нанесен по Карельскому перешейку силами ЛенФронта, для того чтобы ослабить финскую группировку в Карелии, и только после того, как финны стянули значительные силы на перешеек, наступать начал КарФронт. То, что количество самолетов 7-й ВА меньше, чем количество самолетов 13-й ВА оправдано тем, что бои в Карелии Ставка изначально считала слабее боев на перешейке.

Referinte:
[1] Иноземцев И. В небе Заполярья и Карелии. М.: Воениздат, 1987.
[2] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 755.
[3] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1769.
[4] По мнению Е. Киселева, под «ночными бомбардировщиками» чаще всего понимались переделанные под бомбардировщики устаревшие самолеты, прежде всего Р-5 или У-2.
[5] ЦАМО Ф. 214 Оп. 1437 Д. 1954.
[6] Иринчеев Б. Прорыв Карельского вала. Четвертый сталинский удар. М.: Яуза-каталог, 2016.
[7] Иноземцев И. Под крылом – Ленинград. М.: Воениздат, 1978.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

7 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +2
    29 May 2018
    Da ... ceea ce маловато информации о боях на Севере СССР ...

    описаны Илмари Ютилайненом в его мемуарах
    ...интересно...скачаю и почитаю его книжонку для ликбеза.
  2. +5
    29 May 2018
    Уважаемый Денис, интересная статья, Спасибо.
    Хочу поделиться воспоминанием На Карельском фронте воевал и будущий Маршал авиации, Главком ВВС СССР Кутахов П.С., мой хороший знакомый. В состав полка , где комэском был капитан П.С. Кутахов прибыл лейтенант Г.Ф. Дмитрюк. Дислоцировалась эскадрилья на аэродроме Шонгуй. 2 мая 1942 года эскадрилья прикрывает наши бомбардировщики. Лейтенант Г.Ф. Дмитрюк ведомый у Шевчука А.Ф. Атака фашистских истребителей. Наши вступают в бой, в процессе которого лейтенант Дмитрюк атакует после выхода из пике Ме-109 и сбивает его. Но ведущий остался без прикрытия. После боя комэско проводит разбор полета. За такое нарушение лейтенант Дмитрюк может пойти под трибунал, но П.С Кутахов сказал хорошие слова в его адрес: "Подвиг требует не только боевой отваги, но и боевой мысли". Простил лейтенанта, посмотрел пристально и произнес: "А ты герой". ГФ Дмитрюк сбил 16 фашистских самолетов и 4 вражеских самолетов в Корейской войне (поняли каких). Я с ним познакомился, когда он был генерал-майором, Героем Советского Союза. Пришел он после демобилизации в НИИ-33 командовать летным отрядом. Вот такая история.
    1. +2
      29 May 2018
      Вам спасибо за то что помните! Очень интересный рассказ.
  3. +3
    29 May 2018
    Multumesc pentru articol.
    Мой отец с 1944 г.по 1951 гг. служил в 80 КББАП 261 БАД 7 ВА ( авиамеханик).
  4. +2
    29 May 2018
    Спасибо за статью ,о войне на севере пишут мало ,хотя там наши воевали больше умением чем числом и командующий генерал Фролов был человек очень достойный
  5. BAI
    +1
    29 May 2018
    Данная статья не ставит своей целью описать воздушные баталии в ледяном карельском небе или боевой путь авиационных частей Карельского фронта, конкретная задача данной статьи – изучение состава и структуры 7-й воздушной армии.

    Мы увидели численный состав и структуру 7 ВА. Очень хорошо. А какой вывод из статьи? Ради чего все было представлено?
    Ведь если проанализировать представленные цифры, получается интересная картина:
    Безвозвратные потери 7 ВА за месяц (
    Спустя месяц боевых действий
    ):
    Истребители - 95 машин (почти 25%).
    Штурмовики - 0 (это, вообще, какой-то нонсенс. Штурмовики всегда несли существенные потери! А тут месяц - без потерь).
    Дневные бомбардировщики - 5 машин.
    Ночные бомбардировщики - 6 машин.
    Исходя из этих цифр рискну сделать следующие предположения:
    1. Действия Советской истребительной авиации имели приоритетом сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков.
    2. Зенитная артиллерия финов была слабой - это главная особенность, определяющая действия Советской авиации в Карелии.
    3. Основной противник Советской авиации - истребители. Если бы в статье были данные о потерях от финских бомбежек, можно было бы как-то оценить финскую бомбардировочную авиацию, но такой возможности нет.
    Ну хоть какие-то выводы нужны же по статье - в частности: насколько соответствовали численный состав и структура 7 ВА поставленным перед ней задачам?
  6. +1
    30 May 2018
    110 истребителей из которых:
    ЛАГГ-3 – 10;
    Харрикейн – 63;
    И-16 – 12;
    I-158 - 15;

    Наверное опечатка?
    За статью - СПАСИБО!

„Sectorul de dreapta” (interzis în Rusia), „Armata insurgenților ucraineni” (UPA) (interzis în Rusia), ISIS (interzis în Rusia), „Jabhat Fatah al-Sham” fost „Jabhat al-Nusra” (interzis în Rusia) , Talibani (interzis în Rusia), Al-Qaeda (interzis în Rusia), Fundația Anticorupție (interzisă în Rusia), Sediul Navalny (interzis în Rusia), Facebook (interzis în Rusia), Instagram (interzis în Rusia), Meta (interzisă în Rusia), Divizia Mizantropică (interzisă în Rusia), Azov (interzisă în Rusia), Frații Musulmani (interzisă în Rusia), Aum Shinrikyo (interzisă în Rusia), AUE (interzisă în Rusia), UNA-UNSO (interzisă în Rusia), Mejlis al Poporului Tătar din Crimeea (interzis în Rusia), Legiunea „Libertatea Rusiei” (formație armată, recunoscută ca teroristă în Federația Rusă și interzisă)

„Organizații non-profit, asociații publice neînregistrate sau persoane fizice care îndeplinesc funcțiile de agent străin”, precum și instituțiile media care îndeplinesc funcțiile de agent străin: „Medusa”; „Vocea Americii”; „Realitate”; "Timp prezent"; „Radio Freedom”; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevici; Dud; Gordon; Jdanov; Medvedev; Fedorov; "Bufniţă"; „Alianța Medicilor”; „RKK” „Levada Center”; "Memorial"; "Voce"; „Persoană și drept”; "Ploaie"; „Mediazone”; „Deutsche Welle”; QMS „Nodul Caucazian”; „Insider”; „Ziar nou”