Șoferii de taxi din Malaya Zemlya. Eroi necunoscuți. Partea 1

11
Образование плацдарма «Малая земля» в феврале 1943 года поставило перед Новороссийской военно-морской базой новые задачи снабжения оторванных от «Большой земли» десантников. Изначально эти задачи были столь болезненными, что командование решилось на весьма отчаянный шаг сбрасывать необходимые войскам грузы с самолётов. Но это решение оказалось абсолютно неэффективным, так как плотный зенитный огонь гитлеровцев не позволял сбросить груз в нужной точке. Порой боеприпасы, провиант и armă просто напросто «скармливали» морю, это в лучшем случае. В худшем же отечественное добро попадало в руки противника. Таким образом, оставался единственный рациональный выход – использовать флот.

Șoferii de taxi din Malaya Zemlya. Eroi necunoscuți. Partea 1

Тральщик Т-406 "Искатель" (тип "Фугас") во время Новороссийской наступательной операции



225 дней силы НВМБ осуществляли снабжение плацдарма и охрану морских коммуникаций на подходах к Малой земле. По сути, каждая высадка пополнения, доставка грузов и снятие с берега раненых были отдельной операцией, проходившей под огнём противника. В итоге, по данным Новороссийского исторического музея-заповедника, с февраля по сентябрь 1943-го года на Малую землю доставили:

— 57 721 человека;
— 346 орудий;
— 75 миномётов;
— 111 пулемётов;
— 6 864 тонны боеприпасов;
— 7 243 тонны продовольствия и фуража;
— 123 тонны нефтепродуктов;
— 300 голов лошадей и домашнего скота;
— 11 000 тонн различных хозяйственных грузов;
— 67 автомашин.

На плацдарм даже удалось доставить до 35 tancuri, однако участия в обороне Малой земли они практически не принимали. Эта бронетанковая группа рассматривалась командованием как последний аргумент при попытке врага сбросить десант в море. Поэтому танки были столь тщательно замаскированы, что немцы так и не смогли узнать об их наличии вплоть до освобождения города. Только во время штурма города гитлеровцы с удивлением обнаружили бронетанковый кулак, надвигавшийся на них со стороны Малой земли.

Кроме того, силами flota с плацдарма было эвакуировано свыше 47 000 человек. Среди них были и раненые воины, и абсолютно гражданские люди. Ведь по мере расширения отбитой у оккупантов территории десантники освобождали и оказавшееся на этой самой территории население, которое сразу же эвакуировалось в Геленджик, который в тот момент превратился в огромный госпиталь, кроме всего прочего.


Переброшенная на Черноморский ТВД подлодка U-9 в порту Констанцы в 1943 году

Однако все эти действия совершались, так сказать, «разными» флотскими силами. Во время образования плацдарма требовалось любой ценой нарастить достаточный как для обороны, так и для расширения Малой земли войсковой кулак. Это кроме необходимости постоянно «подпитывать» десант. Поэтому в начале, т.е. в феврале и марте 1943 года снабжение плацдарма осуществлялось при привлечении крупных кораблей флота: канонерских лодок, тральщиков и крупных мобилизованных судов. К примеру, уже через день после десантирования куниковского отряда, 5 февраля, в район Станички вышел отряд кораблей, состоящий из канлодок «Красный Аджаристан» и «Красная Грузия» и девяти морских охотников типа МО-4. Однако чрезвычайная сложность швартовки на необорудованный, по сути, берег и длительность разгрузки превращали корабли снабжения в лёгкую мишень для aviaţie, артиллерии и флота противника.


Быстроходные баржи типа "Зибель"

Последняя угроза, несмотря на относительную немногочисленность германского флота на черноморском ТВД, с каждым днём становилась всё явственнее. С 1942 года немцы постоянно наращивали свои флотские «мускулы». На Чёрное море были переброшены высокоскоростные торпедные катера «шнелльботы» типа S-26, быстроходные десантные баржи MFP, которые часто именуются типом «Зибель», малые дизельные подводные лодки «Тип II», а также множество различных сторожевых, патрульных катеров и охотников за подводными лодками. И это без учёта флота германского союзника Румынии, которая располагала 2-я эсминцами — Regele Ferdinand и Regina Maria, 2-я эсминцами (довоенной итальянской постройки), 3-я миноносцами, 3-я подводными лодками, 4-я канлодками, 5-ю минзагами, а также тральщиками, торпедными катерами, малыми охотниками и т.д.


"Шнелльбот" S-26 с изображением ягуара на борту на Чёрном море в 1943 году

Итог этих действий гитлеровцев не заставил себя ждать. 27 февраля 1943 года канлодка «Красная Грузия» под командованием Григория Васильевича Катунцевского (будущего кавалера ордена Ленина и Боевого Красного Знамени) в очередной раз приготовилась подойти к мысхакскому берегу для разгрузки. Стоило ей «ошвартоваться», а точнее, просто уткнуться носом в грунт и начать разгружать боеприпасы и десантировать войска, как ближе к полуночи появились германские «шнелльботы» S-28, S-51, S-72 и S-102 из 1-й флотилии торпедных катеров. Канлодка водоизмещением до 1400 тонн, прижатая к берегу, была обречена. Корпус корабля, конечно, пытались стянуть с мели и отвести на ремонт, но противник, точно зная координаты, не стал рисковать катерами под огнём береговой артиллерии, а просто накрыл точку авиационными налётами. Позже остов канлодки использовали в качестве импровизированного пирса для разгрузки кораблей снабжения.


"Красная Грузия", торпедированная у берегов Мысхако

В эти же дни на дно Чёрного моря отправился базовый тральщик «Груз» (проект 3 тип «Фугас») водоизмещением до 500 тонн. Тральщик с тактическим номером Т-403 (БТЩ-403) прибыл в районе Мысхако с грузом боеприпасов, продовольствия и транспортировал на своём борту до 270 бойцов. Незадолго до полуночи, находясь в 500-600 метрах от берега, «Груз» был атакован уже известными нам «шнелльботами» 1-й флотилии корветтен-капитана Георга Кристиансена. Несмотря на отчаянную борьбу за живучесть, усилия были тщетны. За полночь тральщик лёг на грунт на глубине 15 метров, унеся с собой не только ценные, а главное как воздух необходимые на плацдарме, боеприпасы и провизию, но и жизни бойцов.


Тральщик тип "Фугас"

Следующей крупной трагедией, разыгравшейся в черноморских водах у Новороссийска, стала гибель тральщика «Червонный казак», ходившего под номером Т-511. Бывший грузовой лихтер, мобилизованный флотом и переоборудованный в тральщик, имел водоизмещение свыше 670 тонн и скорость в 8 узлов, а возраст старичка вот-вот бы перешагнул полтинник, и мобилизован он был уже неоднократно. Загруженному под завязку боеприпасами и пополнением «Червонному казаку» удалось прорваться к Мысхако и даже благополучно разгрузиться. Но стоило несчастному мобилизованному тральщику отойти от берега, как он напоролся на мину. Всего за несколько минут корабль ушёл на глубину в 45 метров.

Стоит отметить, что только за февраль-март 43-го германская авиация забросала воды между Новороссийском и Геленджиком сотнями мин. Только около некогда курортного Геленджика волны оскалились за один февральский месяц двумя сотнями мин.


Примерный рисунок лежащего на грунте Т-511

Трагизм ситуации заключался в том, что на борту «Червонного казака» на тот момент находилось от 400 до 600 человек. Среди них были раненые и эвакуируемые мирные жители освобождённого Мысхако, т.е. женщины и дети. Многие даже не смогли выбраться из трюма. По разным данным, подошедшие морские охотники смогли спасти в лучшем случае треть пассажиров тральщика.

После череды трагедий командование всё меньше желало отправлять к плацдарму крупные корабли, которые, естественно, не просто могли доставить больше груза и бойцов, но и утащить их на дно. Тем более что кроме грузоподъёмности крупные корабли флота, всё это время использовавшиеся для снабжения плацдарма, никакими существенными преимуществами не обладали из-за рельефа местности и характера берега.

Командование решило непосредственно для опасных караванов в район Мысхако использовать в основном малые корабли, т.е. катера, прогулочные пассажирские теплоходы, рыболовецкие шхуны, сейнеры, баржи, буксиры, мотоботы и т.д. Так малый, но гордый «тюлькин флот» взвалил на свои плечи почти все тяготы снабжения плацдарма.

Pentru a fi continuat ...
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

11 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +2
    30 May 2018
    Спасибо, интересно. Вы упомянули о морских минах. Не помню уже автора книги, ЕМНИП адмирал Басистый, вот в ней утверждалось что под Новороссийском немцы применили новые типы донных мин, с комбинированными взрывателями, чтобы затруднить снабжение десанта на "Малой земле" и дальнейшее использование Новороссийского порта.
  2. +3
    30 May 2018
    Хорошая статья, данная тема ещё не освещалась. Насколько знаю, в блокаде Малой земли ни румынские ВМС, ни немецкие ПЛ не применялись. Зачем тогда их упоминать?
    1. BAI
      +4
      30 May 2018
      Они оказывали косвенное влияние. Например, такое:
      В этот период немцы нашли ещё одно применение подводным лодкам, вернее их палубной артиллерии. Дело в том, что на перегоне Туапсе-Сочи железная дорога из-за гористой местности практически проходит на всём протяжении почти вплотную к кромке берега, будучи не защищенной даже деревьями. По этой дороге постоянно двигались к району боевых действий нефтяные цистерны из Баку и эшелоны с грузами и личным составом войск. Используя это, немецкие подводники с определенной периодичностью стали обстреливать двигающиеся составы из 20-мм зенитных автоматов, установленных на палубе. Правда, серьезных перерывов в движении поездов они не добились, но зато «заставили», может быть впервые в практике движения железнодорожных составов, да и морской тоже, конвоировать поезда боевыми кораблями.
      1. 0
        30 May 2018
        Ладно, это немцы. А румынами зачем пугать читателей статьи?
  3. +3
    30 May 2018
    Спасибо, жду продолжения...многих подробностей не знал..
  4. +2
    30 May 2018
    Citat: Amur
    Спасибо, интересно. Вы упомянули о морских минах. Не помню уже автора книги, ЕМНИП адмирал Басистый, вот в ней утверждалось что под Новороссийском немцы применили новые типы донных мин, с комбинированными взрывателями, чтобы затруднить снабжение десанта на "Малой земле" и дальнейшее использование Новороссийского порта.

    А я читал, что впервые такие мины были использованы под Севастополем. Ещё есть хороший фильм об этих событиях:"Алегро с огнем"( коснется перед началом демонстрации говорили:" фильм основан на реальных событиях")
  5. +1
    30 May 2018
    Ветер, спасибо Вам Ваш раeссказ. Ещё только начав читать:"Таким образом оставался , единственный национальный выход- использовать флот" я уже знал , что это будет "восточный ветер". Кроме Вас на сайте в не кого не знаю, чтобы хорошо мог отписать эти события
    Ветер, если Вы не научный сотрудник музея то в историк - любитель и отлично знаете материал
  6. 0
    31 May 2018
    Зибель это катамаран.

    А на фото классическая немецкая БДБ.
    1. 0
      August 12 2018
      "Зибель" это паром катамаранного типа.
  7. 0
    August 12 2018
    Не ужели при подготовки к написании этой статьи нельзя было выяснить простые вещи. В чём отличие БДБ (быстроходная десантная баржа) от парома "Зибель"?! Да ещё под фото написать: Быстроходные баржи типа "Зибель"... Слов нет...
  8. 0
    August 12 2018
    Так же если используете зарисовки на дне погибших судов, то указывайте от куда Вы их берёте.

„Sectorul de dreapta” (interzis în Rusia), „Armata insurgenților ucraineni” (UPA) (interzis în Rusia), ISIS (interzis în Rusia), „Jabhat Fatah al-Sham” fost „Jabhat al-Nusra” (interzis în Rusia) , Talibani (interzis în Rusia), Al-Qaeda (interzis în Rusia), Fundația Anticorupție (interzisă în Rusia), Sediul Navalny (interzis în Rusia), Facebook (interzis în Rusia), Instagram (interzis în Rusia), Meta (interzisă în Rusia), Divizia Mizantropică (interzisă în Rusia), Azov (interzisă în Rusia), Frații Musulmani (interzisă în Rusia), Aum Shinrikyo (interzisă în Rusia), AUE (interzisă în Rusia), UNA-UNSO (interzisă în Rusia), Mejlis al Poporului Tătar din Crimeea (interzis în Rusia), Legiunea „Libertatea Rusiei” (formație armată, recunoscută ca teroristă în Federația Rusă și interzisă)

„Organizații non-profit, asociații publice neînregistrate sau persoane fizice care îndeplinesc funcțiile de agent străin”, precum și instituțiile media care îndeplinesc funcțiile de agent străin: „Medusa”; „Vocea Americii”; „Realitate”; "Timp prezent"; „Radio Freedom”; Ponomarev; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevici; Dud; Gordon; Jdanov; Medvedev; Fedorov; "Bufniţă"; „Alianța Medicilor”; „RKK” „Levada Center”; "Memorial"; "Voce"; „Persoană și drept”; "Ploaie"; „Mediazone”; „Deutsche Welle”; QMS „Nodul Caucazian”; „Insider”; „Ziar nou”