Școala superioară a URSS și a Rusiei: calea dificilă de intensificare a producției (partea 2)

1
Мы продолжаем тему про высшее образование в СССР и в современной России, вернее, как и в предыдущем материале, речь пойдет о его ИНТЕНСИФИКАЦИИ. Выделяю это слово, поскольку, к моему глубокому сожалению, на «ВО» до сих пор встречаются индивидуумы, которые читают тексты статей явно мельком, второпях, да еще и каким-то образом прочитывают в них то, чего там не было и нет. А некоторые из комментариев — просто перлы. Вот, например, как вам такое: «Но напрашивается вопрос: зачем учились, если вокруг всё плохо? Сидели бы дома, а лучше бы кропали антисоветские пасквили, и вас быстро выпроводили бы за пределы Советского Союза, и жили бы вы на Западе как за пазухой сами знаете у кого».

Во-первых, люди как раз и учатся для того, чтобы улучшить все то вокруг них, что кажется им плохим. Не так ли? Выражаясь прозаически, по-простому, чтобы получить интересную работу, а не лопатой землю ворочать, и… высокую заработную плату.




Вход в главный (первый) корпус Пензенского госуниверситета. В старину в помещении над входом помещалась церковь. Крыльца с крышей не было. Кстати, если вы думаете, что эта надстройка каменная, как и все остальное здание, то… нет – пластик, а сверху «под камень». Однако красиво, главное – «один в один»! Таковы современные технологии строительства.

Второе: нельзя было писать антисоветские пасквили, не имея для этого соответствующей информации. По мне, тогда все было хорошо! А если что-то было и не очень хорошо, то я совершенно точно знал, что это «пережитки капитализма», последствия военного окружения и «происки империалистов», и все это со временем «переживется», «партия – наш рулевой» решит все проблемы и к 1980 году у нас уже будет если не полный коммунизм, то хотя бы его элементы. О чем же писать? К тому же наши газеты охотно печатали мои статьи о «недостатках». Писать о них называлось «жизненно активной позицией» и разве любое общество не должно от недостатков избавляться? Так что печально, что есть люди, всего этого не понимающие, хотя радует, что есть и другие, адекватные, и что их много.


А вот так это здание выглядело в начале века…

Опять-таки – статья была О ТЕХНОЛОГИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ, но… тут же мне посыпались вопросы – а откуда взялись перерожденцы, да почему они появились? Ну не об этом речь… но, пожалуй, я сделаю «небольшой шаг в сторону» и именно на этот вопрос попробую ответить. И вот такой ответ: а вот не сумело советское общество привить ОЧЕНЬ МНОГИМ ЛЮДЯМ, БОЛЬШИНСТВУ ДАЖЕ, высоких моральных принципов, провозглашавшихся с высоких трибун. То есть, как это замечено давно, «наш человек думал одно, делал другое, а говорил третье». И вот, кстати, очень показательный тому пример. На нашей кафедре povestiri КПСС работало довольно много отставных армейских политработников (а на соседней философии один из них, полковник, даже в форме ходил на занятия и требовал от старост «рапортовать» о прибытии группы такой-то на занятия – потом в Израиль уехал, однако), защитивших еще в армии диссертации и потому очень опытных и уважаемых наших доцентов. Хотя некоторые были со странностями. Зашел разговор о rezervor Т-34… Что на Т-34/76 четыре человека экипаж, а на Т-34/85 – пять. «Наоборот!» – говорит мне один из них. «Но как же, я же читал…» «А я на них воевал!» Показываю страницу из «Исторической серии» Т-М. Он смотрит и – «Но ведь я же на них воевал!» И больше никаких объяснений.

Școala superioară a URSS și a Rusiei: calea dificilă de intensificare a producției (partea 2)

Вот эта памятная страница.

Или поскольку с хорошей обувью в Пензе имелись тогда серьезные проблемы, поехал я в Москву купить себе что-то к зиме и на будущую аспирантуру. И то ли в «Ядране», то ли в «Белграде», отстояв приличную очередь, за 75 рублей добыл чудные сапоги-динозавры. Это такая было популярная в начале 80-ых обувь – сверху рифленая литая резина в виде «покрышки от Камаза», а выше, под коленкой оторочка из белого меха и такой же мех внутри. Теплые, удобные, практичные. А тогда на одежду, особенно импортную, было принято обращать внимание. Люди спрашивали, где купил, почем, и обычно одобряли. А тут было так: увидел один из наших полковников на мне эти сапоги, да и говорит, что, мол, нашу, товарищ ассистент, промышленность надо поддерживать, а не на импорт деньги тратить. Отвечаю, с улыбкой, со смехом, что… мол, сами ходите в наших башмаках Кузнецкой фабрики, а мне, молодому… «нужно следить за модой». «Плохой пример нашим студентам» — вынесли они вердикт и до времени все рассосалось.

А потом слышу стоят и разговаривают о том, что один из них женил своего сына и подарил ему на свадьбу югославские простыни и уж больно они хороши… Подхожу и говорю, да громко так, чтобы вся кафедра слышала. «Что же это за двойная мораль у вас такая? Вашему сыну значит можно е… на югославских простынях, а мне югославские сапоги носить нельзя?» Видели бы вы, как он покраснел, заюлил, словом, мерзкая была «картинка». К тому же люди, считающие себя интеллигентными, очень не любят, когда такими словами им напоминают их прошлое... Очень не любят. Особенно, если по делу!

И это пример, да, морали советского человека и не из простых, а бывшего политработника и отставного офицера, доцента ВШ. Так что особо удивляться тому, что многое изменилось так быстро, не стоит. Предпосылки к тому были. И много! Как там у Дж. Оруэлла? «Все животные равны, но некоторые более равны, чем другие!»


И еще одно старое фото…

Ну, а теперь опять к ТЕХНОЛОГИЯМ.

Прошлый материал закончился 1991 годом. Ну, что там было все знают. Отыграли по телеку «Лебединое озеро», свершилось то, что свершилось, приходим мы на работу 1 сентября, а нам и говорят, что все – «истории КПСС» больше нет, партии и подавно нет, ну и кафедры тоже нет. Так что весь наш коллектив разом оказался без работы. Нас «выбыли» сверху. Так что никто из нас из партии не выбывал и билета не рвал. Но и на баррикады тоже никто не пошел. Да и зачем, когда никто не зовет? Все считали, что хуже не будет, потому что грамотными и опытными людьми ни одно государство не бросается. Вот и нас тут же собрали и говорят: идите в отпуск на полгода, а за это время пройдите переподготовку в других вузах. Что мы и сделали, выбрав себе такие специальности, как «Отечественная история» и «Мировая художественная культура». И начали мы все это преподавать, благо и то, и другое было… тесно связано… с историей КПСС. По крайней мере методически ничего не изменилось. Лекция, семинар, опрос, зачет, экзамен. Все, как и раньше.

Хотя сразу же понадобилась новая методичка по отечественной истории, потому, что если раньше программу спускали «сверху», то теперь пришлось делать ее самостоятельно. Писали мы ее ровно полгода, все переругались, и вышла она как лоскутное одеяло – одна глава не похожа на другие. Оказалось, что мы к такому не готовы. При всем нашем «опыте». Начетничеством по готовому заниматься умели, а вот ни писать, ни думать самостоятельно – увы, нет.

А потом наступил знаковый 1995 год, когда наш заведующий съездил в Москву и третьим (!) в России (после ЛЭТИ и МГИМО) открыл на кафедре специальность «Связи с общественностью». А «Отечественная история» от нас отпочковалась вместе с теми, кто не захотел заниматься ПР. Я захотел, потому, что, прочитав данные мне книги, понял, что это мое, что я этим, по сути, занимался всю жизнь, только не знал об этом.

Впрочем, речь у нас идет о преподавании, а оно изменилось не сильно. Стали появляться компьютеры, пока еще по одному на кафедру. Кстати, замечу, что один из наших полковников уволился и вступил в КПРФ, но только один. Потом еще одна женщина. В отношении же предметов лично мне понравилось то, что была введена «дисциплина по выбору». Выбору студентов! А мы, преподаватели, представляли им темы. У меня был курс «История военного дела с древнейших времен до настоящего времени». Для студентов технических специальностей, так как тогда классическим многопрофильным университетом наш ППИ еще не стал. И студенты на мои занятия ходили, даже девушки. А зачет был такой: рассказать выбранную заранее тему и принести квадратный дециметр кольчуги – простой, двойной, турецкой, японской, сделанной из чего угодно, включая гроверные шайбы. Некоторым студентам это задание изменило судьбу. Так, трое из них создали «фирму» и начали делать кольчуги и перчатки на заказ и 1998 год встретили «во всеоружии».

Зарплату выплачивали тогда крайне нерегулярно. Иногда раз в три месяца, но часто давали премии. Так что все преподаватели подрабатывали, кто где, кто в соседнем вузе, кто в духовной семинарии, кто в частном образовательном центре. Закрылась «кормушка» с чтением лекций по линии общество «Знание». Плохо стало с командировками в Москву. Ездить за шмотками и колбасой стало неинтересно, а вот на работу в архив и за консультациями стало опасно, потому как начали спрашивать, вот ты ездил и «что выездил», где результаты? И понемногу стало выясняться кто просто «препод», а кто еще и ученый, способный к научному творчеству. Но студентов было по-прежнему много. Так, в 2000 году у нас было две полные группы студентов «пиарщиков» (50 человек) и группа рекламистов – 25 человек. А еще и заочники… Были платные места, но были и госбюджетные, так что можно было поступать и умным, но бедным, и глупым, но богатым!

Мы делали ПР-проекты для музея «Усадьба графа Шереметьева» в Москве, заповедника-дендрария «Хостинская тисосамшитовая роща» и совхоза «Южные культуры» в Адлере, Смоленской АЭС, множеству заводов и частных фирм, и даже одной… бане! То есть это были проекты наших студентов, проходивших там практику, и многое из того, что они предлагали – внедрялось. И так же, как у «технарей», к дипломному проекту прикладывалась справка о внедрении. И далеко не всегда она бывала написана «по знакомству» и «по-родственному». Это же видно, когда написано одно, а студент на защите и двух слов связать не может.

Что касается заметных изменений в ВШ, то они начались, на мой взгляд, в 2009 году, когда ЕГЭ стал обязательным. Мы перестали принимать экзамены и получать «готовых детей». Сразу же, причем резко, изменился социальный состав студентов. До этого студентов «из деревни» была треть, после принятия ЕГЭ – 50% и более, по крайней мере у нас в ППИ. Расценивать это как положительный момент? Безусловно! Больше образованных сельчан – это хорошо. Исчезла коррупционная составляющая процесса приема в вуз, процветавшая при традиционной форме экзаменов, когда их результат зависел от произвола одного или нескольких преподавателей, и это тоже пошло всем на пользу. Теперь в престижное заведение могут пробиться даже школьники из регионов. Раньше они не имели такой возможности. Правда, остается вопрос о содержании такого студента в этих вузах, но я знаю семьи отнюдь не олигархов, которые сумели дать своим детям образование в самых престижных московских вузах, причем они же там и учились, и работали, и ничуть хуже от этого не стали.

Ну а о том, как изменилась технология самого учебного процесса и работа преподавателя высшей школы в связи с переходом обучения по системе «бакалавриат + магистратура», придется рассказать в следующий раз, а то материалы больших объемов воспринимаются читателями с большим трудом…

Pentru a fi continuat ...
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

1 comentariu
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. 0
    9 martie 2019 08:08
    а откуда взялись перерожденцы, да почему они появились?... а вот не сумело советское общество привить ОЧЕНЬ МНОГИМ ЛЮДЯМ, БОЛЬШИНСТВУ ДАЖЕ, высоких моральных принципов, провозглашавшихся с высоких трибун.

    Так и есть. В точку... Пока писал этот комментарий, ехал в электричке, сидящая напротив меня женщина, уже не молодая, скушала пирожок и бросила салфетку прямо мне под ноги. Типа, сама упала. Совпадение?...

„Sectorul de dreapta” (interzis în Rusia), „Armata insurgenților ucraineni” (UPA) (interzis în Rusia), ISIS (interzis în Rusia), „Jabhat Fatah al-Sham” fost „Jabhat al-Nusra” (interzis în Rusia) , Talibani (interzis în Rusia), Al-Qaeda (interzis în Rusia), Fundația Anticorupție (interzisă în Rusia), Sediul Navalny (interzis în Rusia), Facebook (interzis în Rusia), Instagram (interzis în Rusia), Meta (interzisă în Rusia), Divizia Mizantropică (interzisă în Rusia), Azov (interzisă în Rusia), Frații Musulmani (interzisă în Rusia), Aum Shinrikyo (interzisă în Rusia), AUE (interzisă în Rusia), UNA-UNSO (interzisă în Rusia), Mejlis al Poporului Tătar din Crimeea (interzis în Rusia), Legiunea „Libertatea Rusiei” (formație armată, recunoscută ca teroristă în Federația Rusă și interzisă)

„Organizații non-profit, asociații publice neînregistrate sau persoane fizice care îndeplinesc funcțiile de agent străin”, precum și instituțiile media care îndeplinesc funcțiile de agent străin: „Medusa”; „Vocea Americii”; „Realitate”; "Timp prezent"; „Radio Freedom”; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevici; Dud; Gordon; Jdanov; Medvedev; Fedorov; Mihail Kasyanov; "Bufniţă"; „Alianța Medicilor”; „RKK” „Levada Center”; "Memorial"; "Voce"; „Persoană și drept”; "Ploaie"; „Mediazone”; „Deutsche Welle”; QMS „Nodul Caucazian”; „Insider”; „Ziar nou”