Пора взять лучшее из системы советского образования

110
На заре строительства Советской России был популярен лозунг «Труд свалил капитал, просвещение завершит победу». Сегодня в стране актуальны совсем иные лозунги. Вполне можно сказать, что противоположные приведённому выше.

Пора взять лучшее из системы советского образования




Не в интересах обладателей крупных капиталов вкладываться в человека труда, как не в их интересах вкладываться в развитие образования. Новая концепция проста: принимайся за работу раньше и выдавливай из себя все соки для того, чтобы на тебе мог сделать ощутимую прибыль представитель сегодняшней капиталистической (олигархической) системы.

Образование не становится программой по созданию по-настоящему развитого специалиста, способного к решению самых сложных задач, а превращается в один из инструментов формирования представителя общества потребления.

Два года в классе с одним и тем же смартфоном – засмеют и ученика, и родителей, который «не могут себе позволить…»

Это дополнительно актуализирует советскую систему образования и воспитания. При всех её минусах пора признать, что сама модель была близкой к идеалу. Человека действительно учили и воспитывали, а не натаскивали на блоки однотипных примеров и заданий, не заставляли трепетать перед теми, у кого выше финансовые возможности.

Какие элементы советского образования следовало бы использовать сегодня. Об этом в сюжете «День ТВ»:

110 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +19
    17 iulie 2019 16:48
    А что было не лучшее в советском образовании? Любому образованию в мире до советского расти и расти,и все равно можно только повторить а не превзойти.
    1. -6
      17 iulie 2019 16:56
      Ну у американцев тоже, во времена холодной войны, образование не хуже было.
      1. +5
        17 iulie 2019 17:05
        Citat din NordOst16
        Ну у американцев тоже, во времена холодной войны, образование не хуже было.

        Да?.. Отток ученых из России в США заметно истощился..и ой... ,а ведь на Луну летали.. сейчас даже РД-180 воспроизвести не могут..
        1. -2
          17 iulie 2019 17:12
          Ох, а как же кислород-водородные RS25 на которых летали до 2010 или 2011 года, широкофюзеляжные авиалайнеры на которых пол мира летает, электроника которая присутствует в подавляющем большинстве спутников? Это видимо всё про Россию.
          1. +3
            17 iulie 2019 17:21
            Citat din NordOst16
            Ох, а как же кислород-водородные RS25 на которых летали до 2010 или 2011 года, широкофюзеляжные авиалайнеры на которых пол мира летает

            ДА все так же..все во основном разрабатывала ученые гасторбайтеры.. Как например Силиконовая долина..населенная выходцами из СССР и начальной истории РФ..,резкий всплеск развития процессоров ,странным образом,совпал с этим исходом.. Им даже они привезли прибор советского изобретения - компилятор.. И что они с ним сделали? ЗАточили для одной функции, сделать их Х86 мультискаляр и все.. Можете уточнить функционал компилятора в российских системах.
            НУ вот те люди дожили до пенсии,никакого следа в науке США не оставили.. и единственный путь повысить производительность для них,тупое наращивание подложек , транзисторов на них и повышения тактовой частоты..,что увеличивает энергопотребление и сбойность..
            1. -2
              17 iulie 2019 17:36
              Citat din: dvina71
              Как например Силиконовая долина..населенная выходцами из СССР и начальной истории РФ..

              Вот только прогресс в микроэлектронике в США зародился ещё за долго до распада IBM System 360 в 1964 году появился. Корабельная система Иджис которая начала разрабатываться в 73, а первый корабль построенный с этой системой был спущен в 83 - тоже это было сделано советскими/российскими учёными?

              Citat din: dvina71
              и единственный путь повысить производительность для них,тупое наращивание подложек , транзисторов на них и повышения тактовой частоты..,что увеличивает энергопотребление и сбойность..

              Ну на столько тупой процесс, что ни РФ, ни КНР не смогли до сего момента создать кристалл который по своим характеристикам соответствовал бы кристаллам западных компаний.
              1. +6
                17 iulie 2019 17:53
                Citat din NordOst16
                Вот только прогресс в микроэлектронике в США зародился ещё за долго до распада IBM System 360 в 1964 году появился. Корабельная система Иджис которая начала разрабатываться в 73, а первый корабль построенный с этой системой был спущен в 83 - тоже это было сделано советскими/российскими учёными?

                Не понимаю, что Вы хотите всем этим доказать. Начнем с того, что даже одни США были банально крупнее СССР по численности населения, то есть могли больше ресурсов выделять на науку. КРоме того, СССР, по сути, был один, а вот США пользовались в том числе и тем, что изобреталось и делалось в других странах Европы и Азии.
                При этом СССР по ряду позиций лидировал, по другим - проигрывал.И тот факт, что по общему уровню 200 млн населения СССР приходилось соревноваться с "золотым миллиардом" и что это у него не так уж плохо удавалось, заслуга советского образования.
                И да, ЭВМ развивались и у нас - причем в весьма интересном направлении, и то же можно сказать об иджисоподобных системах - БИУС были и у нас
                1. -9
                  17 iulie 2019 18:22
                  Я тоже не пойму что вы хотите доказать своими доводами ибо коль система, построенная Штатами, смогла пережить Советы, то это уже признак того, что она как минимум не хуже. Да и в годы своего расцвета экономика СССР была не сильно меньше Американской, но мы не смогли это развить, а они да, что невозможно было бы без подготовленных кадров. Они решили всё
                  1. vânător subacvatic
                    +3
                    17 iulie 2019 18:53
                    Citat din NordOst16
                    Я тоже не пойму что вы хотите доказать своими доводами ибо коль система, построенная Штатами, смогла пережить Советы, то это уже признак того, что она как минимум не хуже.

                    Советы пережила США, только благодаря второй мировой войне.. изначально стартовые позиции были не равны. СССР понес колоссальные потери, как экономические, так и людские и пользуясь этим, США очень умело подсадили всех на доллар, что собственно в конечном счете и отразилось на всех аспектах бытия.. Но система СССР была лучше, гуманнее и более жизни способна, конечно если бы..
                    1. -7
                      17 iulie 2019 19:00
                      Ну динозавры тоже были больше и сильнее если бы не одно но.
                      Устойчивость важнейшее качество системы, она может быть великолепной, прогрессивной и много ещё чего, но если она нежизнеспособна, то грош ей цена
                      1. vânător subacvatic
                        +2
                        17 iulie 2019 19:16
                        Citat din NordOst16
                        Устойчивость важнейшее качество системы, она может быть великолепной, прогрессивной и много ещё чего, но если она нежизнеспособна, то грош ей цена

                        Так по вашему, не устойчивая система могла стать первой в космосе, создать ядерное оружие, иметь сильнейшую армию в мире, лучшее образование, и на весь мир распространить свое влияние , при этом, восстать в буквальном смысле из пепла.. имею ввиду после второй мировой войны.. А предательство и глупость человека, любую систему сделают не устойчивой.. Возьмите, к примеру, автомобиль, посадите туда человека, который не имеет вообще опыта вождения, так он этот автомобиль(систему) моментально расшатает..
                      2. 0
                        25 iulie 2019 08:58
                        Вполне могла и ядерное оружие создавалось в кооперации учёных обеих стран ибо разведка у обоих игроков не сидела сложа руки. Иметь одну из сильнейших армий и хорошее (не факт что самое) образование не гарант успеха. Из пепла вставала и Южная Корея с Японией, и Сингапур деревней был.
                        Если натянуть канат, то и я смогу сделать пару шагов, может даже более широких чем профессиональный канатоходец, но это не будет иметь смысла если я не доберусь до конца.
                        Предательства никакого и не было, была несовершенная экономика и, под конец Советов, разочарование населения в самой идеологии их государства.
                        Мы не смогли предложить "американскую мечту" себе и миру и не важно на сколько реальна была сама американская мечта, главное, что в неё поверило куда больше людей.
                      3. +1
                        18 iulie 2019 02:25
                        Citat din NordOst16
                        Ну динозавры тоже были больше и сильнее, если бы не одно но.
                        Устойчивость - важнейшее качество системы, она может быть великолепной, прогрессивной и много ещё чего, но если она нежизнеспособна, то грош ей цена


                        Тогда получается, что устойчивость СССР зависела от деятельности одного человека



                        При И. Сталине боролись с 5 колонной.
                        «Произведённым органами НКВД расследованием установлено, что по заданию разведок враждебных СССР иностранных государств обвиняемые по настоящему делу организовали заговорщическую группу под названием «правотроцкистский блок», поставившую своей целью свержение существующего в СССР социалистического общественного и государственного строя, восстановление в СССР капитализма и власти буржуазии, расчленение СССР și respingerea acestuia în favoarea statelor menționate mai sus: Ucraina, Belarus, republicile din Asia Centrală, Georgia, Armenia, Azerbaidjan și Primorye ”(Raport judiciar privind cazul blocului anti-sovietic „Drepturi-troțkist”, considerat de către Colegiul Militar al Curţii Supreme a URSS la 2-13 martie 1938. Textul integral al procesului verbal. M., 1938. P.11.)

                        После И. Сталина борьбы не было, социалистическая система была уничтожена. Теперь самый ценный капитал - цифры на банковском счету в офшоре. После автоматизации и роботизации при капитализме от излишка людей будут избавляться.
                      4. 0
                        25 iulie 2019 09:01
                        Ну да, боролись, вот только "пятая колонна" стоит заменить на "конкурентов" ибо власть делить с кем-нибудь не всем нравится. Да и, как пример, сколько учёных и конструкторов в шарашках сидели? Как по мне это весьма печальные годы в истории страны.
                        Грош цена той системе, которая держится на одном человеке ибо у неё нет будущего.
                      5. 0
                        27 iulie 2019 14:52
                        Citat din NordOst16
                        Ну да, боролись, вот только "пятая колонна" стоит заменить на "конкурентов" ибо власть делить с кем-нибудь не всем нравится. Да и, как пример, сколько учёных и конструкторов в шарашках сидели? Как по мне это весьма печальные годы в истории страны.


                        И сколько учёных , конструкторов, технологов сидело в шарашках в % от общего числа?
                        Зато сейчас никто не сидит https://versia.ru/cru-ubivaet-rossijskix-uchyonyx
                      6. +1
                        18 iulie 2019 13:42
                        Уважаемый, извините, что встреваю в спор заслуженных палеонтологов, но по-моему, советская система совершила суицид, а не пала под ударами "варваров". А к суициду систему подвели отдельные ее элементы, на болезнь которых сразу не обратили должного внимания и не купировали.
                      7. 0
                        25 iulie 2019 09:08
                        К распаду системы привели её создатели ибо она не выдержала конкуренции с капиталистической моделью. И вовремя измениться, как КНР, Советы не смогли. Хотя нет, могу согласиться с тем, что элементы управления подвели - они вовремя не переведи советскую экономику на капиталистические рельсы. Хотя, возможно, это было и невозможно без разрушения всей системы.
                      8. 0
                        27 iulie 2019 14:56
                        1. Cu siguranță a avut loc răsturnarea sistemului social și statal socialist existent în URSS. Mai mult, un număr de „învinuiți” înșiși recunosc că au acționat în mod deliberat în această direcție. De exemplu, iată ce a spus fostul membru al Biroului Politic Alexander Yakovlev într-un interviu pentru ziarul Izvestia:

                        «– И тем не менее, вы долгое время служили в этой системе и занимали большие посты.
                        – А как же, надо было с ней как-то кончать. Есть разные пути, например, диссидентство. Но оно бесперспективно. Надо было действовать изнутри. У нас был единственный путь – подорвать тоталитарный режим изнутри при помощи дисциплины тоталитарной партии. Мы своё дело сделали»[270].


                        Как мы видим, говоря о своей предательской деятельности, главный идеолог ЦК КПСС постоянно употребляет множественное число: «у нас был единственный путь», «мы своё дело сделали».

                        https://www.litmir.me/br/?b=238518&p=26
              2. +3
                17 iulie 2019 17:56
                Citat din NordOst16
                Ну на столько тупой процесс,

                Cum să spun..
                Рассматривались несколько моделей процессоров Intel Xeon, от моделей 5- летней давности до наиболее современных. Чудес, конечно, не бывает, Эльбрус ожидаемо оказался медленнее процессоров Intel. Проигрыш по производительности ядра составил в среднем 2.6 раза для кода NOISEtte и 1.5 раза для кода Tapir. Это представляется достаточно хорошим результатом, учитывая, что тактовая частота Эльбрус-8С примерно вдвое ниже, т. е. в пересчете на такт Эльбрус не уступает Intel. Кроме того, проигрыш около двух раз на данном классе приложений является типичным даже для процессоров AMD, основного конкурента Intel. По производительности всего процессора проигрыш относительно Intel на коде NOISEtte составил от 2.5 раз против 8- ядерного Ivy Bridge до 6.8 раз против 24-ядерного Skylake, а на коде Tapir — от 2 до 5 раз, соответственно.

                Для сравнения был рассмотрен 16-ядерный процессор AMD Opteron 6276 примерно 5-летней давности. Этот процессор проиграл соответствующему по времени 8-ядерному Intel Ivy Bridge примерно в 2 раза. На коде NOISEtte 8- ядерный Эльбрус-8С с частотой 1.3 ГГц оказался медленнее 16-ядерного процессора AMD с частотой 2.3 ГГц всего в 1.4 раза, а на коде Tapir Эльбрус обогнал AMD на 12%.
            2. 0
              17 iulie 2019 23:53
              Citat din: dvina71
              ДА все так же..все во основном разрабатывала ученые гасторбайтеры..

              Вы не будете отрицать , что образование и наука неразрывно связаны. Примерно 80% американских Нобелевских лауреатов родились в США.
              1. 0
                18 iulie 2019 02:29
                Citat: Viktor Biryukov
                Вы не будете отрицать , что образование и наука неразрывно связаны. Примерно 80% американских Нобелевских лауреатов родились в США.


                Сейчас это не показатель - Обама тоже родился в США.

                “Когда мы запустили спутник, Эйзенхауэр и Кеннеди сказали, что русские выиграли космическую гонку не на ракетном полигоне, а за школьной партой. Когда я в 1970 году читал лекции в одном из американских университетов, я был поражен крайне низкому уровню американских студентов 1-2 курсов. Сейчас, когда я слышу ответы некоторых школьников в ЕГЭ, я уже поражаюсь в другую сторону."
                Из интервью Жореса Алфёрова, Нобелевского лауреата. 17.05.2013

                http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/80054/
                1. 0
                  18 iulie 2019 02:58
                  Citat din Minato2020
                  Обама тоже родился в США.

                  Ну и что следует из этого?
                2. -1
                  18 iulie 2019 15:43
                  Citat din Minato2020
                  Примерно 80% американских Нобелевских лауреатов родились в США.

                  Если брать послевоенные годы, то дай бог наскрести 30%. Кроме того, у американцев колоссальнное количество премий мира, не имеющих отношения к науке. Если вычесть их, да еще сомнительные премии по экономике, то выйдет около 50%. Добавьте к тому, что Нобелевский комитет идет на нарушение собственных правил, предписывающих дождаться несомненного подтверждения открытия. Эйнштейн получил "нобелевку" через 17 лет после создания кинетической теории коллоидов, Мария Кюри тоже ждала десяток лет и т.д. Американцам дают премии чуть ни сразу после публикации статей, награждают их группами по 2-3 человека (потому и столько лауреатов) и часто за третьесортные работы. Налицо предвзятость.
        2. vânător subacvatic
          -1
          17 iulie 2019 18:48
          Citat din: dvina71
          Отток ученых из России в США заметно истощился.

          Отток ученых истощился, потому, что современная Россия не производит больше качественных ученых.. А РД -180 в 2020 году закупать не будут, закупали, потому что дешево и проверенное качеством.
        3. 0
          17 iulie 2019 23:23
          " Отток ученых из России в США заметно истощился..и ой... ,а ведь на Луну летали.. сейчас даже РД-180 воспроизвести не могут.." Как вы оцениваете тот факт ,что за 25 лет существования РФ ее представители всего лишь 8 раз награждались нобелевской премией, а США 150 раз.
          1. 0
            17 iulie 2019 23:47
            Citat: Viktor Biryukov
            " Отток ученых из России в США заметно истощился..и ой... ,а ведь на Луну летали.. сейчас даже РД-180 воспроизвести не могут.." Как вы оцениваете тот факт ,что за 25 лет существования РФ ее представители всего лишь 8 раз награждались нобелевской премией, а США 150 раз.

            Никак..достаточно посмотреть на премию мира Обаме и Алексеевич по литературе..А по физике 2017г.. Вайнер..родился в 1929г в Берлине.. Будем дальше копать?
            1. +1
              18 iulie 2019 00:01
              Citat din: dvina71
              Будем дальше копать?

              Примерно 80% американских лауреатов родились в США. И вы же не зря упомянули Луну , РД -180. Поэтому говорю о науке , а не литературе. Вы бы еще упомянули Горбачева, и счет бы стал 1:1.
              1. -1
                18 iulie 2019 01:17
                Citat: Viktor Biryukov
                Примерно 80% американских лауреатов родились в США

                Большая часть из них гуманитарии..
                1. +1
                  18 iulie 2019 02:54
                  Citat din: dvina71
                  Большая часть из них гуманитарии..

                  Специально пересчитал всех с 1991 года. Гуманитарии 73 премии , наука 240 премии. Получается меньше.
      2. +6
        17 iulie 2019 17:43
        Citat din NordOst16
        Ну у американцев тоже, во времена холодной войны, образование не хуже было.

        Пожалуй, все же хуже. Там уже были весьма серьезные проблемы, просто они еще на тот момент не достигали таких масштабов
        1. -7
          17 iulie 2019 17:46
          Но во всяком случае они смогли создать такую промышленную базу, которая обеспечила их экономику и армию современным оборудованием которое как минимум не уступала советскому, а чаще обгоняло
          1. +4
            17 iulie 2019 17:54
            Они примерно на треть превосходили СССР в численности, стартовые условия были просто несопоставимо лучше, и они работали в кооперации со всей Европой, а мы - нет
            1. -4
              17 iulie 2019 18:03
              Без квалифицированных кадров они бы не смогли развить своё преимущество. Так же проблема того, что союзников у нас было мало - проблема того, что Советы не смогли убедить мир в том, что советская мечта лучше американской. Мы даже с Китаем успели поссориться.
              Но то что американцы вышли победителем как минимум доказывает то, что организация промышленности, подготовка персонала и многие другие факторы были у них не хуже чем у Советов.
              1. +4
                17 iulie 2019 18:17
                Citat din NordOst16
                Без квалифицированных кадров они бы не смогли развить своё преимущество

                В том то и дело, что у них они были, а у нас - нет, и создали мы их только позднее
                Citat din NordOst16
                Так же проблема того, что союзников у нас было мало - проблема того, что Советы не смогли убедить мир в том, что советская мечта лучше американской

                Да ладно! А что, при царе-батюшке все нам на шею вешались, что ли?:))))
                Citat din NordOst16
                Мы даже с Китаем успели поссориться.

                С учетом того, что Китай, пожалуй, единственная страна мира, которая имеет претензии абсолютно ко всем своим соседям, Ваше "даже" как-то странно звучит
                Citat din NordOst16
                Но то что американцы вышли победителем как минимум доказывает то, что организация промышленности, подготовка персонала и многие другие факторы были у них не хуже чем у Советов.

                На тот момент - да, но во времена холодной войны США уже во многом проедали сделанный ими ранее потенциал. Образование - это бомба замедленного действия, холодную войну выиграли те, кому в 1991 г было 40-50 лет, их образование было другим
              2. +3
                17 iulie 2019 20:28
                "Но то что американцы вышли победителем как минимум доказывает то, что организация промышленности, подготовка персонала и многие другие факторы были у них не хуже чем у Советов."

                Американцы смогли разложить продажную элиту СССР, вот в этом они преуспели, в результате предательства руководителей СССР страна самоликвидировалась. Это нельзя назвать победой США.
                1. 0
                  25 iulie 2019 09:13
                  Нет, это и есть победа, чистая можно сказать. Ибо есть два вопроса:
                  1) почему у системы не было эффективного механизма селекции достойных кандидатов и их замены?
                  2) почему граждане СССР допустили такое? Ведь же, вроде, была процедура выборов в Советах.

                  Не важно каким образом была развалена система, её развал и есть показатель её нестабильности
                  1. 0
                    27 iulie 2019 15:04
                    Citat din NordOst16
                    Нет, это и есть победа, чистая можно сказать. Ибо есть два вопроса:
                    1) почему у системы не было эффективного механизма селекции достойных кандидатов и их замены?
                    2) почему граждане СССР допустили такое? Ведь же, вроде, была процедура выборов в Советах.

                    Не важно каким образом была развалена система, её развал и есть показатель её нестабильности


                    Если руководствоваться такой логикой, то можно договорится до того, что например
                    Жил-был спортсмен, стал чемпионом в результате механизма селекции на соревнованиях
                    Получил на улице кирпичом по затылку и скончался.
                    Выходит убийца одержал чистую победу?
                    И как же допустили такое граждане7
      3. vânător subacvatic
        +5
        17 iulie 2019 18:46
        Citat din NordOst16
        Ну у американцев тоже, во времена холодной войны, образование не хуже было.

        Проблема в том, что оно(образование) у американцев не всем было доступно, что существенно уменьшает вероятность выявить и обучить гения.. проще говоря, чем доступнее и качественнее образование, тем более развито население страны и больше гениальных ученых... американцы, компенсировали эту проблему "покупкой мозгов"... А современная Россия, как с этим будет бороться.. ответ очевиден, никак.. Современную Россию хотят видеть страной, даже не "третьего мира" а четвертого.. Очень все это печально.. и нет будущего у России без возврата к социалистической модели..
      4. 0
        18 iulie 2019 05:31
        да ладно!Не хуже чего?
        1. 0
          25 iulie 2019 09:14
          Не хуже советского
    2. +1
      17 iulie 2019 18:34
      Citat: Dmitri Potapov
      А что было не лучшее в советском образовании?

      Не лучшее было - история. Этакое политизированное преподавание с "чёрными дырами" и недомолвками. Весьма ограниченное преподавание труда. Отсутствие ОБЖ. Отсутствие предмета, где преподавали бы основы и правила хорошего тона. Тематические сборы (Партия наш рулевой)...Собственно всё...
      Citat: Dmitri Potapov
      Любому образованию в мире до советского расти и расти,и все равно можно только повторить а не превзойти.

      Вы знаете, что было лучшего в советском образовании? Это отношение учителей к ученикам (хотя и были исключения). Дополнительные занятия (факультативы). Возможно было меньше "поборов" и разделения учеников на "богатых" и "нищих". Знания - главный критерий оценки...
      1. 0
        18 iulie 2019 06:56
        Citat din: ROSS 42
        Знания - главный критерий оценки

        Знания - инструмент, отделённый от воли. Главный назвал бы по-другому - природа образования - как и для чего движется информация.
    3. +5
      17 iulie 2019 19:18
      Я учился на 3-4 и 5 были в Советском образование, встретил давно классного руководителя в конце 90-х, она сказала...Мы считали вас хулиганами, но вы по сравнению с нынешней молодёжью ангелы были по поведению и были бы отличниками учись сейчас. da
    4. 0
      17 iulie 2019 19:24
      Советские специалисты любой отрасли всегда ценились в Европе и США.
  2. -15
    17 iulie 2019 16:55
    Ох, боже мой, опять. Не знаю где автор живёт, но образование в РФ нормальное. В школе учат читать, писать и считать, химия, физика и биология читают. Минимум дают, а вот дальше всё зависит от того хочет ли ученик принимать то, что даёт или нет.
    Теперь подготовка к ЕГЭ (на который плюётся добрая часть населения) - сдать его на высокий балл не очень сложно, главное знать как готовиться, не сдал в первый раз, но очень хочешь поступить в какой-нибудь ВУЗ - потрать ещё один год на подготовку к профильным предметам и только альтернативно одарённая личность не сможет его написать на 85-95 по каждому предмету.
    Устный экзамен каким он не был хорошим и не позволял качественно выявить знания человека по какой-либо теме имеет серьёзный недостаток - требует большого кол-ва времени, просто невозможно расспросить бывшего школьника все темы которые он проходил. Тест же позволяет оценить за меньший промежуток времени на много больший пласт знаний. Пусть не так точно, но всё же с помощью теста можно примерно оценить уровень знания школьника и объём усвоенного материала.
    Так же ЕГЭ, это лично моё мнение, тест который проверяет не только знания студента, но и его усидчивость, ответственность, умение за ограниченный срок повторить и, если не достаточна база, выучить материал. Т.е. то что необходимо делать в университете.
    Лучше направить силы на то, чтобы удерживать перспективных выпускников в РФ и, коль уже начали, приводить ВУЗы к международным стандартам чем опять перелопачивать всю систему образования начиная с школьной.
    Ломоносову ничего не помешало стать великим учёным и не только, так и сейчас, кто хочет - тот добьётся, кто ищет - тот всегда найдёт ибо образование сегодня не эксклюзив для элиты и очень часто стоимость знаний не выше чем стоимость подключения к сети.
    1. +10
      17 iulie 2019 17:14
      Citat din NordOst16
      Ох, боже мой, опять. Не знаю где автор живёт, но образование в РФ нормальное.

      В кратце.. Советское образование учило учится..,мне уже за 40 и я все время чему - нибудь учусь..
      Российское образование учит зубрить.. Дочь только что сдала на Красный диплом бакалвриат..ну и слово..
      1. -4
        17 iulie 2019 17:20
        И сейчас учит, я "жертва" современного образования и ЕГЭ, что, впрочем, не мешает мне оставаться любознательным человеком и постоянно изучать то, что по идее мне должно быть сильно параллельно, но нужно для работы в лаборатории.
        Так что всё зависит от самого человека.
        1. +4
          17 iulie 2019 17:26
          Citat din NordOst16
          И сейчас учит

          Сейчас учит запоминать..
          1. -5
            17 iulie 2019 17:38
            Весьма важное качество ибо не мало информации надо запомнить и чуть ли не зазубрить. Остальное вполне может быть восполнено любознательностью и стремлением самого человека.
    2. +4
      17 iulie 2019 18:01
      Citat din NordOst16
      Не знаю где автор живёт, но образование в РФ нормальное.

      Ничего подобного. Оно СОВЕРШЕННО не нормальное.
      Citat din NordOst16
      В школе учат читать, писать и считать, химия, физика и биология читают. Минимум дают, а вот дальше всё зависит от того хочет ли ученик принимать то, что даёт или нет.

      То есть проигрывает системе образования СССР с треском
      Я Вам мог бы и больше сказать... сравнивать СССР и РФ в части школьного образования бессмысленно. Там учили системности мышления, когда новые данные дополняли уже изученную картину. Сейчас ничего этого нет, учебники словно специально составлены так, чтобы запутать ребенка и не давать ему системных знаний. Когда у моих детей случались проблемы, я иной раз обращался к советским учебникам - эффект отличный
      Citat din NordOst16
      Теперь подготовка к ЕГЭ (на который плюётся добрая часть населения) - сдать его на высокий балл не очень сложно, главное знать как готовиться, не сдал в первый раз, но очень хочешь поступить в какой-нибудь ВУЗ - потрать ещё один год на подготовку к профильным предметам и только альтернативно одарённая личность не сможет его написать на 85-95 по каждому предмету.

      Вы просто не понимаете, о чем пишете. Речь идет о КАЧЕСТВЕ образования, о том, чтобы ребенок получал не только определенные знания, но и определенные навыки, умение работать с информацией, целостную картину мира. А Вы все это свели к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Ну поговорите с вузовскими преподавателями, они Вам расскажут, в какую бездну рухнул уровень абитуриентов
      1. 0
        25 iulie 2019 09:23
        Citat: Andrei din Chelyabinsk
        Там учили системности мышления, когда новые данные дополняли уже изученную картину.

        Вот только по количеству верующих в кашпировских, заряжавших мочу перед телевизорами и количество обманутых на серии проектов под названием МММ как-то не верится в эффективность образовательной системы.

        Citat: Andrei din Chelyabinsk
        Вы просто не понимаете, о чем пишете. Речь идет о КАЧЕСТВЕ образования, о том, чтобы ребенок получал не только определенные знания, но и определенные навыки, умение работать с информацией, целостную картину мира. А Вы все это свели к ЕГЭ и поступлению в ВУЗ. Ну поговорите с вузовскими преподавателями, они Вам расскажут, в какую бездну рухнул уровень абитуриентов

        При должном усердии и целеустремленности это и сейчас не является проблемой. И я видел достаточно примеров этого перед своими глазами. Кто в классе реально хотел получить как можно больше знаний и при этом подходил к этому процессу творчески и кто ходил туда только из-за того, что надо (я, к сожалению, относился кои вторым, так что, когда я захотел поступить в хороших вуз, мне пришлось очень сильно постараться и перелопатить всю программу, но своего я добился).
        Drumul va fi stăpânit de cel plimbat.
    3. +4
      17 iulie 2019 18:19
      Citat din NordOst16
      Ох, боже мой, опять. Не знаю где автор живёт, но образование в РФ нормальное. В школе учат читать, писать и считать, химия, физика и биология читают.

      Într-adevăr! membru А эти просто - марсиане:
      1. +1
        17 iulie 2019 19:26
        Таких можно и среди вашего возраста найти - незнаек.
      2. Comentariul a fost eliminat.
      3. +1
        17 iulie 2019 19:58
        Citat din: ROSS 42
        А эти просто - марсиане:

        Вы ещё не слышали сочинения настоящих марсиан wassat
        1. +3
          17 iulie 2019 21:28
          Благодарю, камрад Великанов! bine
          Давненько я так не смеялся, аж устал! da
      4. 0
        25 iulie 2019 09:26
        Ведь только молодёж заряжала воду перед телевизорами, лечилась по советам Малахова и выкидывала деньги в МММ
    4. +3
      17 iulie 2019 19:18
      Citat din NordOst16
      В школе учат читать, писать и считать, химия, физика и биология читают.

      права как столкнешься по работе с этими жертвами образования, так убить хочется, одни не понимают чем плотность отличатся от размера, другие не могут сформулировать мысль
      1. 0
        25 iulie 2019 09:27
        Это проблема покупки дипломов и это уже не касается самого образования. Лично я с такими жертвами в университете не встречался.
        1. 0
          25 iulie 2019 13:28
          у меня тетка преподает в Уфе так регулярно плачется про тупизну студентов
    5. +1
      17 iulie 2019 20:44
      Citat din NordOst16
      Не знаю где автор живёт, но образование в РФ нормальное.


      Все, кто получил среднее образование в СССР тяжело понять, как такое может быть.
      1. 0
        25 iulie 2019 09:29
        Зато легко было воду перед телевизорами заряжать и деньги в МММ выбрасывать.
    6. 0
      18 iulie 2019 02:50
      Citat din NordOst16
      ...Ломоносову ничего не помешало стать великим учёным и не только, так и сейчас, кто хочет - тот добьётся, кто ищет - тот всегда найдёт ибо образование сегодня не эксклюзив для элиты и очень часто стоимость знаний не выше чем стоимость подключения к сети.


      Легко и просто учить здорового ребёнка. Вот только где это здоровье можно приобрести?
      Ребенок, который не может ответить урок потому, что его не учил,
      и ребенок, который не может учиться потому что просто не способен это делать -
      две совершенно разные ситуации.
      Сейчас все чаще возникают ситуации, когда родители днем и ночью бьются в попытках научить своего малыша элементарным вещам и при этом результата они не получают.
      И медицина не помогает - аллергия, астма, синдром гиперактивности, аутизм, дислексия, дисграфия - неполный список.
      http://www.childneurologyinfo.com/footer_about_us-text-part1.php
  3. -8
    17 iulie 2019 16:55
    Моя жена много лет была преподавателем в школе и она, скрепя сердце призналась в том, что "советская" классическая образовательная система устарела и не восстребовательна в современных условиях. Упор на изучение классических "наук" в школе- сейчас бессмыслен. Как ни странно, но сейчас, смещение образования должно происходить в "правовую" сторону. Школьник должен, до примерно 6-7 класса, обучаться грамоте и основам арифметики, а также началам "наук", остальные годы должны пройти в изучении основ права своего государства, чтобы человек уже со школьной скамьи мог ориентироваться в правовом поле, законодательстве в различных областях, финансах, смог открыть свой бизнес, отстоять свои права в суде и перед чиновниками и пр. Причем "право" надо изучать не только своей страны, но и других стран. И естественно, упор должен быть сделан на изучение иностранных языков. "Человек-творец" может воспитываться не только на "инженерном", но и на "правовом поле". ИМХО разумеется.
    1. +4
      17 iulie 2019 17:32
      Правовое поле эфемерно. Узнал ты в 6 классе, что пенсионный возраст 60 лет, а потом — оппа, на колу мочало, иди учи сначала.
      А при переходе в другое поле, в другой стране, и вообще бесполезно. Смысл тратить на это силы?
    2. 0
      17 iulie 2019 22:51
      Citat din Monster_Fat
      Школьник должен, до примерно 6-7 класса, обучаться грамоте и основам арифметики

      простите вы говорите о школе для даунов?!!! основы арифметики это НАЧАЛЬНАЯ школа в 6 классе уже было разделение на алгебру и геометрию
      Citat din Monster_Fat
      остальные годы должны пройти в изучении основ права своего государства

      оооо, как все запущенно, ну да зачем знать как устроен мир важнее знать права потребителей, простите но гнать вашу жену из школы нужно
      Citat din Monster_Fat
      "Человек-творец" может воспитываться не только на "инженерном", но и на "правовом поле". ИМХО разумеется.

      первый раз слышу про "адвоката" - творца, в 90-х такие творцы уже натворили
  4. +1
    17 iulie 2019 17:05
    При всех её минусах пора признать, что сама модель была близкой к идеалу.
    хотелось бы о минусах поподробнее услышать, чего там было не хорошего, домашние задания или то, что нас учили устному счету?!!!!!
  5. -11
    17 iulie 2019 17:37
    ничего там хорошего не было в том образовании, по себе знаю. Унылая зубрежка правил по русскому языку, учителя-зануды и Ленин в каждом классе висел.
    1. 0
      17 iulie 2019 19:15
      вы по всем предметам правила русского языка зубрили?!
      кстати по поводу Ленина, чего придумывать-то, у нас ни в одном классе не висел, в комитет комсомола был и в пионерской комнате
      1. -3
        17 iulie 2019 19:16
        страшное было время))
        1. -1
          17 iulie 2019 19:53
          и чем оно вас так напугало?!
          1. -1
            18 iulie 2019 10:07
            скажем так, я осуждал бабушку, у которой горела лампада и молящейся богу. это в 7-8 то лет. и народу много жило, щас приходишь в больницу - очередь 3 человека а раньше до полусотни сидело.
            1. -1
              18 iulie 2019 12:01
              Citat din Igoresha
              скажем так, я осуждал бабушку, у которой горела лампада и молящейся богу

              мне вас жаль, вы наверное в какой-то другой стране жили
              Citat din Igoresha
              приходишь в больницу - очередь 3 человека а раньше до полусотни сидело.

              я так понимаю что вы ни тогда ни сейчас в поликлиниках не были
              мама к терапевту записывается за ДВЕ недели и приходит еще в очереди до часу сидит
      2. -1
        17 iulie 2019 20:59
        Citat: Barmaleyka
        кстати по поводу Ленина, чего придумывать-то, у нас ни в одном классе не висел, в комитет комсомола был и в пионерской комнате

        Висел, у каждого октябренка, пионера и комсомольца в виде значка.
        1. 0
          17 iulie 2019 22:46
          давайте без в крайности впадать не будем, разговор шел конкретно о портретах на стене
          1. -1
            18 iulie 2019 10:10
            задолбали Лениным. В детсаду сказал в сторону картинки с Лениным и Крупской жених и невеста - побежали заложили воспитательнице)) тупые комуняки сделали все чтоб их строй развалился.
            Сейчас, в том же детсаду история повторилась, соседский ребенок ни бум бум по украински и воспитательница ему на русском что то подсказала, настучали и объявили выговор.
            1. -1
              18 iulie 2019 12:01
              Citat din Igoresha
              тупые комуняки сделали все чтоб их строй развалился.

              я думаю эт оне "комуняки" тупые, а кто-то другой
            2. 0
              21 august 2019 02:09
              Citat din Igoresha
              В детсаду сказал в сторону картинки с Лениным и Крупской жених и невеста - побежали заложили воспитательнице)) тупые комуняки сделали все чтоб их строй развалился.

              что ст. 58 прим??? 15 лет дали??? и вот Вы вышли?
  6. +5
    17 iulie 2019 17:52
    Пока в России ликвидируют остатки системы советского образования, в Англии эту самую систему начинают внедрять.
    1. +1
      17 iulie 2019 19:27
      И при всём при этом - Россия на олимпиадах медалисты.
    2. 0
      17 iulie 2019 22:31
      Закончили. Министр образования уже отчитался.
  7. -1
    17 iulie 2019 18:29
    Да ну что хорошего было в Советском Союзе. Только и умели, что калоши делать.

    1. +1
      17 iulie 2019 18:57
      Citat: Gardamir
      Да ну что хорошего было в Советском Союзе. Только и умели, что калоши делать.

      А вот тут генерал ФСБ именно о таких знатоках и говорит, про тех, которые нас учат жизни:
      1. 0
        18 iulie 2019 10:13
        генерал ФСБ
        на ютубканале Ходорковского было, одного такого генерала ФСБ грабители упросили богатства выдать и выдал, 4 млн долл. в саду зарыты были. Так что не поверим мы генералу.
    2. vânător subacvatic
      0
      17 iulie 2019 19:09
      Citat: Gardamir
      Да ну что хорошего было в Советском Союзе. Только и умели, что калоши делать.

      Ага и благодаря этим колошам с сказочным еще в мире общаются.. не было бы такого задела в науке, как при СССР , мы бы и до Африки сейчас бы не дотягивали.. хотя по доходу на душу населения уже от многих африканских стран отстаем..
      1. +1
        17 iulie 2019 19:33
        "Не было бы такого задела в науке, как при СССР" - А куда бы он делся, человек всегда что то изобретает и создаёт, головастики так же как и кулибины в России будут всегда и их будет половина, так же будут и дураки - они в России то же будут всегда.
        1. vânător subacvatic
          0
          17 iulie 2019 19:42
          Citat: Vadim237
          А куда бы он делся, человек всегда что то изобретает и создаёт, головастики так же как и кулибины в России будут всегда и их будет половина, так же будут и дураки - они в России то же будут всегда.

          Фамилии Кулибиных в современной России огласите? Или может кто Нобелевку из современной России получил? Только не нужно в счет брать русских эмигрантов.. В 1914 году, при царе, только 14% было образованных, при этом Россия была сугубо аграрной страной, в 40 -х годах образованных было уже 100% населения, при этом страна стала мощнейшей индустриальной державой.
        2. +3
          17 iulie 2019 19:57
          Citat: Vadim237
          "Не было бы такого задела в науке, как при СССР" - А куда бы он делся

          В никуда. В частности, в 90-е и далее практически на корню убили фундаментальные естественные науки (химия, физика, далее по списку).

          Citat: Vadim237
          человек всегда что то изобретает и создаёт, головастики так же как и кулибины в России будут всегда

          Вадим, речь не о единичных "головастиках" - эти-то и правда никуда не денутся. Речь о научных школах. Которые были, а теперь их нет. И это - медицинский факт.

          А единичный "головастик", вне соответствующего коллектива, во-первых, никогда не вырастет в "большую рыбу", какой мог бы стать, а во-вторых - ничего реально серьезного на-гора не выдаст. Это тоже медицинский факт, и это крайне печально.

          Ca aceasta...
          1. 0
            18 iulie 2019 03:08
            Citat din Cat Man Null
            ...Речь о научных школах. Которые были, а теперь их нет. И это - медицинский факт.
            А единичный "головастик", вне соответствующего коллектива, во-первых, никогда не вырастет в "большую рыбу", какой мог бы стать, а во-вторых - ничего реально серьезного на-гора не выдаст. Это тоже медицинский факт, и это крайне печально...


            "Советский Союз называют страной, обладавшей одной из самых сильных научных школ в мире, не только «квасные» патриоты. Это объективный факт, основанный на глубоком анализе системы образования экспертами Британской ассоциации педагогов. Исторически в СССР особый упор делался на подготовку специалистов в области естественных наук, инженеров и математиков. В середине XX века в стране Советов существовало несколько школ разработки вычислительной техники, и недостатка квалифицированных кадров для них не наблюдалось, именно поэтому были все предпосылки для успешного развития новой отрасли. Десятки талантливых ученых и инженеров участвовали в создании различных систем электронных счетных машин. Речь сейчас пойдет только об основных вехах развития в СССР цифровых ЭВМ. Работа же над аналоговыми машинами была начата еще до войны и в 1945 году первая в СССР аналоговая машина уже работала. До войны же были начаты исследования и разработки быстродействующих триггеров - основных элементов цифровых ЭВМ."

            https://topwar.ru/61010-mify-ssha-otstalost-sovetskoy-kompyuternoy-tehniki.html
          2. -1
            18 iulie 2019 10:45
            Если бы у нас на корню убили все фундаментальные науки - у нас бы сейчас не создавали новые материалы и технологии, в той же металлургии, приборостроении, авиации, космонавтике, медицине, электронике, по большей части тем, кто это создаёт сейчас - от 20 до 30 лет.
    3. 0
      17 iulie 2019 19:58
      Citat: Gardamir
      Да ну что хорошего было в Советском Союзе. Только и умели, что калоши делать.
      оно и видно. что резиновое изделие № 2 только и помнишь!
      Купили мы цв. тв "Горизонт-278". Верой и правдой служил много лет. Были, "Океан-208, двухкассетник "Маяк-272", холодильник "Наст". Чё? Мало? напомнить ещё, что в Союзе нам служило верой и правдой много лет???
    4. +1
      17 iulie 2019 20:01
      Citat: Gardamir
      Только и умели, что калоши делать

      Найдите, пожалуйста, эту фразу в приведенном вами ролике.

      Я, конечно, понимаю, что не вы её придумали... но можно же хоть в смысл того, что говорится, вникнуть, перед как что-то писать a face cu ochiul
      1. 0
        17 iulie 2019 20:32
        Найдите, пожалуйста, эту фразу в приведенном вами ролике.
        из-за того, что у нас однобокая экономика. Она что вчера так сложилась? Она 70 лет так складывалась. Потому что всё что мы производили, было никому не нужно. Потому что наши галоши, никто не покупал, кроме как африканца, которые должны были по горячему песку ходить.
        Смысл если коротко так, нынешние правители ни в чём не уиноваты. Это всё проклятые коммунисты, что-то производили никому не нужное. И только галоши приносили пользу африканцам..
        1. +3
          17 iulie 2019 21:14
          Citat: Gardamir
          Смысл если коротко так, нынешние правители ни в чём не уиноваты. Это всё проклятые коммунисты, что-то производили никому не нужное. И только галоши приносили пользу африканцам..

          Можно, конечно, понять и так. Если очень захотеть.

          Dar фразу "СССР производил только галоши" - придумали журналисты (в плохом сиысле этого слова).

          А вы её зачем-то тиражируете... это, ИМХО, нехорошо a face cu ochiul

          Я ровно об этом, и ни о чём больше.

          Фраза "всё, что мы производили, было никому не нужно" - более чем спорная, но я её с вами обсуждать... пока не хотел бы, скажем так. Скатимся в лай, а оно надо?
          1. 0
            17 iulie 2019 22:23
            este necesar?
            Согласен. Тем более, что наши позиции в данном вопросе не сильно расходятся.
            более чем спорная,

            А с этим полностью согласен.
            В никуда. В частности, в 90-е и далее практически на корню убили фундаментальные естественные науки (химия, физика, далее по списку).
            . Речь о научных школах. Которые были, а теперь их нет. И это - медицинский факт.
            1. 0
              18 iulie 2019 03:23
              Citat: Gardamir
              А с этим полностью согласен.

              В никуда. В частности, в 90-е и далее практически на корню убили фундаментальные естественные науки (химия, физика, далее по списку).
              Речь о научных школах. Которые были, а теперь их нет. И это - медицинский факт.


              Не только убивали фундаментальные науки. Приглашали российских ученых переехать на ПМЖ в США. Некоторых программистов под надуманными предлогами арестовывали в третьих странах по запросу Госдепа. Несогласных - убивали. (Это только в шарашке учёные охранялись, не то что сейчас).

              "...В городе Железногорске (бывший Красноярск-­26) пропал физик-ядерщик с местного горно-химического комбината Сергей Подойницын. В ядерной лаборатории учёный занимался утилизацией облучённого ядерного топлива..."
              "...гибель известного конструктора, первого заместителя директора ЦАГИ по аэродинамике и динамике полёта Геннадия Павловца, который считался одним из создателей гражданской авиации нового поколения..."

              https://versia.ru/cru-ubivaet-rossijskix-uchyonyx
        2. 0
          18 iulie 2019 10:53
          Реально конкурентной продукцией в СССР были измерительные приборы, атомная промышленность, а также часовое производство - во всём остальном отставание в электронике, медицинском приборостроении, машиностроении, автомобилестроении, в гражданском авиастроении и тд.
  8. +1
    17 iulie 2019 19:18
    Советская система образования действительно была лучшей в мире! Примеров тому множество! А сейчас "система образования" превратилась в "публичную девку" и каждый новый министр образования считает своим долгом её "поиметь" (изменить!) И потому сейчас молодые люди имеющие т.н. "высшее образование" знают меньше, чем выпускник средней школы 70-80 хх годов!
  9. +1
    17 iulie 2019 19:32
    Образование не становится программой по созданию по-настоящему развитого специалиста, способного к решению самых сложных задач, а превращается в один из инструментов формирования представителя общества потребления.

    "Наша задача - не дать вам знания, а научить думать"(с) - весьма неоднозначный человек, ректор РУДН в серединке 90-х, Филиппов, кстати потом минобразования был. А мне кажется. правильная вещь для ВУЗа. Но неправильная для начального образования. Ну а на начальном этапе, школа, как мне кажется, надо дать именно знания - необходимый минимум, который знать необходимо, да пофиг, что например я поэзию ненавижу - почти любую, но кажется, имело смысл учить наизусть и Пушкина и Фета, чтоб хотя бы потом понимать, что такое стихи Шнура)))
  10. 0
    17 iulie 2019 19:46
    Так потребителей делают же.
    1. 0
      18 iulie 2019 10:55
      Что бы что то потреблять - надо с начало это создать - потребление было всегда, с самого появления человечества и оно останется навсегда.
  11. TLD
    -2
    17 iulie 2019 23:02
    Без руководящей и направляющей ни чего не получится,образование становится уделом БОГАТЫХ ,а им нужны РАБЫ.
  12. Comentariul a fost eliminat.
    1. 0
      18 iulie 2019 06:28
      Слыш. раб, бегом, чего ты тут байки лепишь - а ну сапоги чистить, место забыл?
      Ты ж сам сказал - ты - раб, так язык в дупу. пошел чистить ботинки не рабу, у пана уже утро, холоп!
  13. 0
    18 iulie 2019 12:35
    А, не хотели бы автроры новизны в образовании, вспомнить знания об устройстве Мироздания и вообще о жизни на планете, изложенные в Ведах, которые дал в свое время человечеству наш Создатель. Это комплексные знания обо всем, о Земле, о Вселенной, об общесте, о здоровье, о воспитании. Матеманика это хорошо, но нужен комплексный подход.
  14. 0
    18 iulie 2019 16:17
    Это следовало сделать еще позавчера.
  15. 0
    18 iulie 2019 16:51
    Ну на постсоветском пространстве уровень образования населения в среднем выше чем на том же Западе. Еще остался Советский задел. Основываюсь на личных наблюдениях.
    1. 0
      19 iulie 2019 17:08
      Citat din Klim Chugunkin
      Ну на постсоветском пространстве уровень образования населения в среднем выше чем на том же Западе. Еще остался Советский задел. Основываюсь на личных наблюдениях.


      В Средней Азии уровень образования тоже высокий? От советского задела там мало что осталось. В том числе и в образовании. Всё держалось на старых, еще советских, специалистов. Сейчас на место этих специалистов приходят местные хапуги живущие по принципу "после нас хоть потоп".
  16. -1
    3 octombrie 2019 21:26
    Обсуждение затихло, поэтому мой слоноподобный "некропост" не помешает. Хочу рассмотреть советское школьное образование с позиций сегодняшнего дня, с прицелом на завтра. Что мы можем взять с собой, что необходимо выбросить, что нужно добавить.

    Буду обсуждать только общеобразовательную среднюю школу (ООШ). И сравнивать буду с советской ООШ 80х годов, где учился сам. Намеренно оставляю за рамками спецшколы с углубленным изучением предметов. Туда отбирали и детей и преподавателей. Свобода в выборе программ была совершенно иная, т.к. перед этими учебными заведениями ставились "олимпийские" задачи - выпестовать будущую элиту. Это ручное, "малосерийное производство". А меня же интересует именно ООШ - "завод" по производству основной массы личностей, граждан, трудящихся. Т.е. нас с вами.

    Как мне представляется, основная особенность ООШ это:
    - Широчайший диапазон детей (от тех, кому едва не хватило для постановки диагноза "слабоумие", до тех, кто Очень талантлив).
    - Большое количество детей затрудняет индивидуальный подход и требует особых приемов, чтобы одновременно подтянуть слабых, по максимуму развить средне-успевающих,
    выявить самых одаренных (чтобы передать "в огранку").
    - Сосредоточие в одном месте детей из самых разных социальных слоев (уровень дохода, образования и культуры, национальности, мировоззрения и религии).

    Образование в СССР было органичной частью Его структуры (идеологии, экономики, науки) и все хорошее/плохое в советском-российском сообразовании есть прямое отражение самого СССР.
    Сов. образование есть часть сов. системы "социальных лифтов" - от детского сада, до аспирантуры, ординатуры и военных академий. Поэтому оно было сбалансировано и отвечало потребностям того Государства, того Общества, той Экономики и той Науки. И, как это часто бывает, что-то хорошо и плохо одновременно. Поэтому, говоря о сов. образовании, я неизбежно буду отвлекаться на сам СССР.
    1. -1
      3 octombrie 2019 21:27
      BINE:
      УПОР НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ (особенно в естественнонаучных предметах), а не на НАВЫКИ ("компетенции").
      Это давало очень прочную МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ БАЗУ МЫШЛЕНИЯ учеников.
      При одновременном хорошем "НАТАСКИВАНИИ" БАЗОВЫХ НАВЫКОВ. От устного счета и грамотности, до умения работать с источниками. Некоторые современные "креативные" системы обучения отвергают "натаскивание", объявляя его "оболваниванием", "убийством творческого начала". Но "натаскивание" совершено необходимо для выработки "техне". Оно необходимо, чтобы, столкнувшись со сложной задачей, не приходилось отвлекать свой ум на мелочи.(но мы - школьники 80х, позже на семинарах в ВУЗ уже часто страдали от отсутствия таких навыков. И были вынуждены считать на листочке, отвлекать преподавателя от изложения материала.
      На, что профессора нам пеняли - "Как же вы ребята будете работать, если все время будете отвлекаться на 2х2=4 ?")

      СТАНДАРТИЗАЦИЯ. Отработанные программы и учебники, на которых воспитано не одно поколение ученых и инженеров конструкторов (между прочим, обуздавших энергию атома, выведших человека в космос и пр.).
      Сюда отнесу и дисциплину оформления задач по физике, математике (условие-основные формулы-решение-ответ) и упражнения на преобразования и скобки. Изложения и сочинения ("эссе" по-нынешнему). Это учило воспринять, проанализировать и сжато изложить. Сегодня же учителя математики жалуются, что ученики, иной раз, не могут на слух усвоить условие задачи и выразить в формализованном представлении (в формулах, чертежах).
      Вот как гуманитарное тесно переплетается с естественно-научным.
      Да, ввиду стандартизации, в СССР авторские программы с трудом пробивали себе дорогу, но это сопротивление и отсеивало откровенный "хлам".

      ВОСПИТАНИЕ "САМОДИСЦИПЛИНЫ ЧЕРЕЗ ПРИНУЖДЕНИЕ".
      Слышу ропот ужаса среди адептов "гуманистического не травмирующего креативно-игрового образования" - "Ужас-ужас-ужас, это же "прусское образование", с его бессмысленной зубрежкой и шпицрутенами?!" - Но среди детей тоже есть ленивые, туповатые и злые люди. Не все они талантливы и усидчивы. Но ВСЕМ им необходимо привить (даже через "не хочу") необходимые навыки труда и житья в социуме. Самодисциплина совершенно необходима именно для члена либерального общества, где акцент делается на добрую волю граждан-личностей, а не на принуждение сверху. А самодисциплина воспитывается из двух источников: ПОНИМАНИЕ и ПОСЛУШАНИЕ (т.е. Сознательное подчинение своей воли неким ограничениям, выработанным обществом, даже если они мне лично доставляют неудобства и кажутся неуместными).

      УРОКИ ТРУДА. Где бы, я еще поработал на сверлильных, фрезерных и токарных станках по дереву и металлу? Научился работать со столярным и слесарным инструментом?
      Уроки труда перетекали в школьные кружки и кружки в "домах пионеров".

      ШИРОКАЯ СИСТЕМА СРЕДНИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, СУЗ ( ПТУ, училища, техникумы) и ОТСУТСТВИЕ "ВСЕОБЩЕГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ".
      Высшее образование, при общей доступности, требовало от ученика "подпрыгнуть выше себя". Не всегда с первого раза. Сегодня общий уровень ВО упал (это проблема всех стран, где ввели "всеобщее ВО": Франция, Финляндия).
      Но это отдельный вопрос о роли ВО в современном обществе: Подготовка специалистов v.s. Социализация.
      См.: "Миссия университета: взгляд экономиста. Экономист Александр Аузан о различных вариантах понимания университета, его социальной функции производства культуры и о кризисе высшего образования", https://postnauka.ru/lectures/15069 и "«Просто принято идти в университет, если не знаешь, чем заняться в жизни»", https://mel.fm/blog/olga-prudkovskaya/80251-prosto-prinyato-idti-v-universitet-esli-ne-znayesh-chem-zanyatsya-v-zhizni
      (Ясно, что ВУЗы неизбежно поделятся на тех, кто держит планку высоко и готовит специалистов, и тех, кто просто "откладывает начало активной трудовой деятельности" недорослей).

      Ныне нужно возрождать видовое разнообразие СУЗ. БОльшую часть специалистов для промышленности (рабочие, техники), IT (рядовые программисты, системные администраторы), медицины (сестринский уровень) и соц.услуг, патронажа, сферы обслуживания, следует готовить в училищах и техникумах. И оправлять на обучение в ВУЗ (или курсы повышения квалификации), когда специалист упирается в уровень образования и нужна более основательная ВУЗовская подготовка. Тогда повысится и ценность ВУЗов (да, им придется развить новые формы повышения квалификации и доп.образования).

      СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ и ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
      Сегодня модно говорить, что экономика будущего, в отличие от прошлого, требует постоянно учиться.
      Но в СССР к 60м годам была весьма развитая система непрерывного образования и повышения квалификации.
      Рабочих с предприятий посылали учиться в ВУЗы (моя мама училась в отраслевом ВУЗе и рассказывала, что таким великовозрастным студентам предприятия выплачивали из своих фондов стипендии на уровне близком к зарплате,
      чтобы они могли содержать свои семьи. И эти "дядьки", в большинстве своем, относились к учебе очень ответственно, т.к. после учебы им возвращаться на свое производство инженерами и руководителями).
      Регулярно проходили повышения квалификации для инженеров, врачей, педагогов, экономистов и многих других специалистов. Как не без отрыва от производства, так и с выездом в центры компетенций, в "столицы". Насколько понимаю, офицеров тоже постоянно учили, послали на высшие офицерские курсы, в Академии (здесь много бывших военных - расскажите пожалуйста о своем опыте доп. образования). А то, что эта система в 70-80х в значительной степени выродилась (многие рассказывали, что такие поездки на учебу превращались в "отпуск" с пьянками и блудом) это общая проблема постепенного загнивания всего СССР.

      ВОСПИТАНИЕ. Велика была роль "группового воспитания" - социальная ответственность, умение работать в коллективе.Хотя я считаю, что Главная ответственность за воспитание лежит на семье (в частности, воспитание уважения к труду, учебе к учителю - именно это залог успешности азиатских студентов), но воспитание в коллективе нельзя недооценивать, т.к. именно в ООШ ребенок находится среди сверстников основное время. В СССР был перекос в строну "коллективного". В 90-2000е в сторону "индивидуального". Нужен разумный баланс.
      1. -2
        3 octombrie 2019 21:27
        SLAB:
        В сов. обр-ии НЕДОСТАТОЧНОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЛОСЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ ввиду перекоса в сторону "коллективного". Образование было частью "социального конвейера". Из этого происходили инфантилизм, "выученная беспомощность" и низкая самодисциплина многих учеников (я о своем поколении 80х).
        Отсутствие понимания (в массе), что учеба нужна им самим. Нынешнее время ставит перед обр-ем задачи: Самостоятельность. Бесстрашие к переменам. Способность постоянно учиться. Самозанятость. Деловая активность.
        Самоорганизация в небольших группах. Налаживание горизонтальных связей. Поэтому интересны (хоть и небесспорны) наработки финской реформы образования, см.: Елена Герасимова "Что русскому школьнику – физика, то финскому – ПОО-уроки", http://www.ng.ru/education/2019-03-27/8_7541_finland.html;
        Наталья Киреева «Либо мы готовим к жизни, либо — к экзаменам. Мы выбираем первое»,
        http://www.chaskor.ru/article/libo_my_gotovim_k_zhizni_libo_-_k_ekzamenam_my_vybiraem_pervoe_37293

        ИЗЛИШНЯЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ. Как и все в СССР обр-е регламентировалось сверху. Излишне жесткая стандартизация сов. обр-я ныне плохо подходит для удовлетворения динамичных потребностей рынка (нанимаемых и нанимателей).

        ОГРОМНЫЕ КЛАССЫ ПРИ СОСЕДСТВЕ В ОДНОМ КЛАССЕ СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ УЧЕНИКОВ.
        Учитель не мог потратить время на индивидуальную работу с учениками.
        Неоднородность учеников сильно ограничивала сильных в развитии.
        Если бы в СССР-России сохранили СИСТЕМУ ЕЖЕГОДНЫХ ПЕРЕВОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ и каждый год ФОРМИРОВАЛИ БЫ ОДНОРОДНЫЕ КЛАССЫ ПО УРОВНЮ УСПЕВАЕМОСТИ УЧЕНИКОВ.
        Это дало бы способным развиваться глубже и быстрее. А для менее способных - использовать особые методики и "подтягивать" их.

        НИЗКАЯ ДИСЦИПЛИНА. Учителям приходилось тратить огромное количество времени на то, чтобы успокоить распоясавшихся учеников. Помощи от руководства школы учителю было мало. Пока учитель утихомиривал недисциплинированных, сильные впустую теряли время. Это превращало жизнь многих учителей в ад. Приводило к стрессам. Не раз на моей памяти у учителей сдавали нервы, случались истерики, приступы агрессии, обмороки на уроках. Это лишало педагогов мотивации к работе. (Учитель должен быть полностью защищен от этого. Если ребенок не в состоянии соблюдать дисциплину и работать,
        то он должн быть переведен в корректирующий класс/спецшколу под присмотр педагогов-воспитателей и психологов).

        ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В СССР (история, литература, философия) ОЧЕНЬ ПОСТРАДАЛИ ОТ ЧРЕЗМЕРНОЙ ИДЕОЛОГИЗАЦИИ.
        Угнетение гуманитарной составляющей и принудительное замещение ее идеологией, привело к тому, что СССР изнутри потерял один из механизмов жизнеспособности и приспособляемости. И одновременно вырастил поколения умелых, лживых приспособленцев и диссидентов. Это внутренне разрушало страну.
        А когда режим рухнул, то сов. гуманитарная интеллигенция оказалась неспособна дать стране новую национальную идеологию, которая стала бы "нравственным каркасом" строителя капитализма (во многом повторилась история России Царской, когда к Февралю 1917 влияние РПЦ и других традиционных институций на народ упало катастрофически. А гум. интеллигенция не имела контакта с народом, не имела, что ему сказать).

        СЛАБОЕ ОБУЧЕНИЕ РИТОРИКЕ И КУЛЬТУРЕ ВЕДЕНИЯ ДИСПУТОВ. Книжки-то по "как вести спор" может и были, но в СССР всегда царила общая атмосфера нетерпимости к "несогласным". С последствиями этого мы сталкиваемся до сих пор. Люди не приучены выслушивать иную точку зрения, берут глоткой. Многим аргументацию, по прежнему заменяют "пролетарское чутье" и "товарищ Маузер" ("Гуманизм, терпимость, чувство меры, деликатность, рефлексия? - Нет, не слышали!") Это проявляется в речи первых лиц государства, представителей МИД, депутатов Думы и в самих законах. В дебиловатых политических ток-шоу на ТВ. А в форумах (и наш точно не исключение ;) уровень спора быстро скатывается до "сам ", "будь моя воля, я бы вас всех...".

        В школе в каждом классе висел лозунг "Учись учиться", но именно МЕТОДОЛОГИИ КАК УЧИТЬСЯ САМОМУ в школе почти не давали. Как делать домашние задания? За какие предметы луше браться в первую очередь, а какие можно оставить напоследок? Как подходить к решению задач? Как быстрее учить наизусть стихи и отрывки прозы? Как писать сочинения? Как выступать у доски и как унять страх на контрольной?
        Да, лучшие из учителей это делали. Но их всегда мало. А ООШ - это "завод", такие вещи в ООШ нужно превращать в МЕТОДИКИ для учителей, детей и родителей. Они должны работать независимо от личных способностей и увлеченности педагога (в о/о школе нагрузки слишком велики, чтобы типичный учитель мог долго передерживать в себе "юношеский энтузиазм"). Это как в медицине: раньше многие операции делали лишь хирурги-артисты, а теперь, благодаря ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДИКАМ и ИНСТРУМЕНТАРИЮ это "поточные" операции, котрые делают в любой больнице. Ровно такой же подход нужен и в ООШ.

        ЧРЕЗМЕРНОЕ УГЛУБЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК в ООШ. Каждый предмет стремился "о-наУчиться". Ученики были явно перегружены, часто в ущерб качеству знаний. Неаккуратные попытки ввести в ООШ темы академического преподавания. С содроганием вспоминаю наши учебники математики для 8 класса, где вводились "кольца, поля и группы" (это обычная ООШ, не физ-мат). Но по ним было соврешенно невозможно самостоятельно научиться решать задачи для контрольной, если прогулял или пропустил по болезни.

        СЛАБАЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ. При грамотно организованном междисциплинарном взаимодействии предмет Астрономии в школе, прекрасно покрывают Физика, Геометрия, География и История.
        Предмет Экологии - Химия, Биология, География и История. Т.е. за счет тесной увязки преподавания ест.научных и гуманитарных предметов, можно сократить общее число предметов.
        Снизить нагрузку на учеников. При одновременном улучшении, закреплении знаний, развитии общей эрудиции.

        НЕЭФФЕКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАМ. Но английский - это "латынь XX-XXI века".
        Он нужен всем: чтобы прочесть этикетку на товаре или туристу. Ученому и военному. Для свободного общения с миром.

        УПАДОК СИСТЕМЫ ПТУ В ПОЗДНЕМ СССР. Слово "ПТУшник" стало синонимом бестолочи и хулигана, еще задолго до падения СССР.
        1. -2
          3 octombrie 2019 21:28
          И советское образование , по понятным причинам, НЕ УЧИТЫВАЕТ РАБОТУ С ИНТЕРНЕТОМ .
          Сегодня главная проблема - не недостаток информации, а ее ИЗБЫТОК. Обилие источников информации, часто недостоверных. Множество близких по качеству результатов поиска.
          При том, что "гипертекст" существует давно: список рекомендованной и цитируемой литературы, ссылки на другие статьи и книги, в совокупности и образуют гипертекст. В "докомпьютерное" время навыки работы с "гипертекстом" вырабатывались постепенно: в школе (работа с учебниками, справочниками, картами и литературой для доп. чтения). При работе в библиотечных каталогах. Далее развивалась ВУЗе.
          Но сегодня, ребенок сталкивается с гипертекстом ("фрактальным деревом ссылок"), раньше, чем даже научается читать. И навыки, нужные 3-4 десятилетия назад только "образованной публике", сегодня нужны всем! Поэтому в школе совершенно необходимо систематически обучать работе с гипертекстом:
          - Дать навыки поиска и фильтрации информации.
          - Как быстро просматривать информацию "по диагонали", чтобы найти нужное и на нем сосредоточиться, а ненужное отложить
          - Нужно тренировать умение не увлекаться "яркой" подачей материала. Вырабатывать позитивный скепсис. Умеренность, сдержанность в оценках.
          - Вырабатывать умение принять наличие радикально противоположных точек зрения на они и те же вещи.
          И дать основы "цифровой гигиены:
          - безопасного поведения и использования Интернета;
          - навыки защиты личных данных от "социальной инженерии".
          Сегодня умение не отдать все сбережения мошенникам куда более важный навык ОБЖ, чем навыки защиты от поражающих факторов ядерного взрыва или строевая подготовка (о программе ОБЖ я очень подробно писал в комменте к статье Василий Микрюков "Полузащитники-полуспасатели. Пора отделить начальную военную подготовку от ОБЖ", http://vpk-news.ru/articles/31228 )