Revizuirea militară

Escadrila amiralului Yuryev a ținut ostatic în bora Novorossiysk

14
element împotriva flota. Новороссийская бора (он же норд-ост) – это локальный ветер, обладающий необычайной силой и низкой температурой, характеризующийся резкими порывами. Возникает бора, когда поток холодного воздуха, стремящийся к морю, встречает на своём пути возвышенность. Преодолев препятствие, ветер обрушивается на побережье с колоссальной силой. Таким образом, для образования боры требуются весьма специфические условия рельефа. Поэтому мест, где свирепствует этот лютый ветер не более десяти. Во время буйства боры температурные колебания могут достигать сорока градусов, а скорость порыва ветра способна достичь 80 метров в секунду.



Борода и "кипение" воды в бухте Новороссийска


Норд-ост в Новороссийске явление воистину легендарное. Оно оставило свой след даже в классической литературе. Бору описал Глеб Иванович Успенский, сравнив Цемесскую бухту в дни норд-оста с кипящим котлом. Александр Иванович Куприн посвятил этому явлению несколько абзацев в произведении «Листригоны». А Константин Георгиевич Паустовский писал о боре в повести «Чёрное море», заметив, что во время атаки на акваторию мощного ветра, море «готово взорваться».

В Новороссийске бору предваряет «борода», т.е. скопление густых облаков на горных хребтах, которые начинает стелиться по отрогам гор ближе к побережью. Норд-ост пронизывает до самых костей, срывает крыши с домов и валит деревья словно тростинки. В дни стихии, которые приходят ежегодно, побережье сковывают ледяные торосы высотой с человека и уходят вглубь суши на сотню метров. Из-за чудовищной скорости ветра и смены воздушных масс начавшийся дождь за считанные часы охватит землю трёхсантиметровым настом.


Борода и штормовые волны у мемориала "Малая Земля"


Естественно, бора неоднократно становилась причиной не только ЧП на суше, но и морских катастроф. Так, в далёком ныне 1993-м году бора выбросила на берег в район Суджукской косы судно «Профессор Щёголев». Автор помнит эту 122-метровую махину, белеющую корпусом над галечным пляжем. А количество различных буксиров и катеров, водружённых стихией на сушу или обледеневших и утонувших прямо у пирса уже не поддаётся счёту.

Эскадра адмирала Юрьева


В январе 1848-го года в Цемесской бухте на якоре стояла эскадра вице-адмирала, а в то время контр-адмирала, Павла Николаевича Юрьева. В состав эскадры входили:

— фрегат «Медея» (длина 53 м, ширина 13,9 м, осадка 6,3 м, вооружение 60 орудий, экипаж 420 чел., спущен на воду в 1843-м году);

— корвет «Пилад» (длина около 40 м, ширина 10,9 м, осадка 5 м, вооружение — 20 24-фунтовых карронад, одна 8-фунтовая и одна 3-фунтовая медные пушки, спущен на воду в 1840-м году);


Корвет "Пилад"


— бриг «Паламед» (длина 30,9 м, ширина 9,8 м, осадка 4,2 м, вооружение — 2 8-фунтовых пушки и 16 24-фунтовых карронад, спущен на воду в 1839-м году);

— шхуна «Смелая» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение — две 3-фунтовых пушки и 14 24-фунтовых карронад, экипаж – 68 чел., спущена на воду в 1839-м году);

— шхуна «Ласточка» (длина 30,2 м, ширина 7,8 м, осадка 4 м, вооружение – две 3-фунтовые пушки и 14 18-фунтовых карронад, спущена на воду в 1838-м году, во время боры 1848-го года находилась в открытом море близ Цемесской бухты);

— тендер «Струя» (длина 21,4 м, ширина 7,3 метра, осадка 3,9 метра, вооружение две 3-фунтовых пушки и 10 12-фунтовых карронад, экипаж – 52 чел., спущен на воду в 1835-м году);

— пароход «Боец» ( пароход типа «Могучий», длина около 47 м, ширина 7,3 м, а осадка 3,6 м, вооружение – одна 68-фунтовая бомбовая пушка, две 68-фунтовых и 4 12-фунтовых карронады, спущен на воду в 1839-м году);

— транспорт «Гостогай» (длина 30 м, ширина 7,1 м, вооружение – 4 3-фунтовые пушки и 3 3-фунтовых фальконета, спущен на воду в 1843-м году).


Шхуна "Ласточка"


Весь год эскадра выполняла задачи по блокаде Кавказского побережья от проникновения контрабандистов arme, работорговцев, иностранных лазутчиков и провокаторов. Одновременно корабли осуществляли артиллерийскую поддержку укреплений империи на протяжении всего российского побережья Чёрного моря в моменты нападения враждебных горцев.

Контр-адмирал Юрьев новичком на Чёрном море не был вовсе. Почти десять лет он бороздил эти волны, участвовал в сражениях, высаживал десанты и водил экспедиции к берегам малоизвестным и загадочным. На его груди уже красовались ордена святого Георгий 4-ой степени, святого Станислава 2-й и 1-ой степеней и святого Владимира 3-ей степени.

Юный Новороссийск в объятьях стихии


В 1848-м году Новороссийск был совсем юным, но строился достаточно бойко. К 1848-му году молодой порт уже принял 247 судов. В воспоминаниях лейтенанта Черноморского флота Сущёва Новороссийск виднелся уже с рейда. Город удивлял обширностью и многими зданиями (адмиралтейство, администрация торгового порта, мастерские, склады, жилые дома и само укрепление), а на берегу можно было встретить русских купцов, армян и греков, ведущих бойкую торговлю, и, конечно, горцев, стекающихся в город в базарный день.



Январь на Чёрном море это время штормов, морозов и, конечно, норд-оста. В лоции середины 19-го века о боре было сказано достаточно жёстко и даже жутковато:

«Бора, у северо-восточного берега Черного моря, дует в норд-остовой четверти с различной силой, исключительно на пространстве от Анапы до форта Вельяминовского… Разрушительной силы бора бывает только у самых берегов. Далее же в море она чувствительно ослабевает… Нигде бора не свирепствует с такой ужасной силой, как в Новороссийском заливе… Несясь с гор порывами с невыразимой силою, бора достигает залива, вздымает воду частыми гребнями, срывает верхи их и, несясь водной пылью, срывает железные крыши и сворачивает их в тонкую трубку… Зимою, при морозе, срываемая вода, примерзая к корпусу и рангоуту судов, образует род ледяной коры, беспрестанно увеличивающейся в объеме. Вода в заливе кажется клокочущей… Весь залив покрывается густою, мрачною мглою, сквозь которую никакое зрение не может отличить предметов в нескольких саженях».




12 января 1848-го года Маркотхский хребет заволокли облака – знаменитая новороссийская борода, предвещающая беду. Горы в этот момент визуально вырастают и пугающе нависают над бухтой. Вот как вспоминает тот страшный день корвета «Пилад» (капитан Николай Фёдорович Юрковский, будущий герой обороны Севастополя) лейтенант Аминов:

«С утра погода стояла непостоянная и ветер попеременно дул со всех румбов… В полдень начали образовываться смерчи, которые в разных местах показывались и исчезали. В 2 часа смерч, ворочаясь под носом, вдруг с ужасной силой обрушился на нас от норд-оста. В одно мгновение обе наши цепи толщиной в полтора дюйма лопнули. Тотчас отдали якоря и удержались… После этого ветер постоянно начал свежеть от норд-оста, и показались все признаки близкой боры».


Эскадра оказалась, по сути, в западне в необорудованной защитными молами бухте. Выйти в открытое море корабли того времени не могли ввиду сложившихся погодных условий. Однако, коварство боры заключается в том, что ветер в бухте набирает ещё большую разрушительную силу, нежели в море. Поэтому современные суда во время норд-оста, если не нашлось места под защитой молов, выходят на дальний рейд, доверившись двигателю, механику и мотористам.



Кроме того в далёком 1848-м году пароход «Боец» под командой капитана 2-го ранга Рыкачева просто не мог при всём желании выйти в открытое море. «Боец», будучи винтовым буксирным пароходом с двигателями в виде двух одноцилиндровых паровых машин, находился в бухте с целью пополнения истощённых запасов угля.

При этом барометр начал сходить с ума. Порывы ветра в преддверии основного удара боры атаковали корабли со всех сторон Розы ветров. И всё это было только началом. К тому же положение эскадры отягощал эффект кипения моря. Во время вторжения норд-оста, воздушные массы которого крайне холодны, температура воздуха падает необычайно резко в несколько раз по сравнению с прежними значениями. При этом вода в бухте остаётся «плюсовой». Таким образом, возникает эффект кипения. В этот момент видимость критически падает. Поэтому корабли эскадры контр-адмирала Юрьева на некоторое время фактически ослепли и потеряли визуальную связь друг с другом.

Началось медленное оледенение такелажа и корпусов кораблей. Впереди же было несколько дней локального апокалипсиса.

Pentru a fi continuat ...
Autor:
14 comentarii
Anunț

Abonează-te la canalul nostru Telegram, în mod regulat informații suplimentare despre operațiunea specială din Ucraina, o cantitate mare de informații, videoclipuri, ceva ce nu intră pe site: https://t.me/topwar_official

informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. Același LYOKHA
    Același LYOKHA 7 octombrie 2019 05:33
    +1
    Фото судна с налипшим льдом впечатляет...действительно если не бороться этим можно запросто пойти на дно.
    1. tihonmarine
      tihonmarine 7 octombrie 2019 07:56
      +2
      Citat: Același LYOKHA
      действительно если не бороться этим можно запросто пойти на дно.

      А с таким обледенением бороться бесполезно, намерзает в момент, людей просто погубишь.
      1. Proxima
        Proxima 7 octombrie 2019 18:24
        +2
        Кто не видил Бору, тот не видил стихии. Я, как теперь уже житель Новороссийска это подтверждаю. Летающие павильоны автобусных остановок, перевернутые фуры мусорные контейнера, которых ветер "передвинул" на 30 - 50 метров. Даже идущего человека ветер банально сбивает с ног! Жуткое зрелище! asigurare
  2. tihonmarine
    tihonmarine 7 octombrie 2019 07:53
    +6
    Новороссийская "бора" это конечно уникальное явление, но не столь редкое, хотя всегда ему удивляешься. Где то в 2010 году наверное, захожу в Вв Новороссийск и сначала вижу около Геленджика на берегу Лежит выброшенный пароход, входим в Цемесскую бухту а там сразу вправо от входа у гостиницы "Надежда" на пляже лежит турок, дальше на городском пляже тоже выброшенный и тоже турок, красота, но жутковато. Как только ветер задул, сразу "вира" якорь и в открытое море, опоздал.... Даже в порту стоять приходилось, заводя якорьцепь на берег, а зимой с ветром в 25 м/с и температура падает в момент. Интересно, красиво, но опасно. Такова "селяви".
  3. Albatros
    Albatros 7 octombrie 2019 08:26
    +6
    Страшная дело стихия. Когда ветер сильный, и от малого мороза глаза на лоб вылазят
    а если еще и осадки....
    1. 210okv
      210okv 7 octombrie 2019 12:29
      +1
      Сюрпризы кубанской погоды..Перепады температур,ветер.Впрочем зимой по всему побережью края "не фонтан.."
  4. Olgovici
    Olgovici 7 octombrie 2019 09:59
    +2
    пароход "Игорь" с фото, конечно, впечатляет..... Затонул или льдина удержала?
    1. Serg Koma
      Serg Koma 7 octombrie 2019 13:27
      +1
      Citat: Olgovici
      Затонул или льдина удержала?

      Надпись на фото - " Пароход "Игорь" обледен. и выброш. на берег.... "
      1. Olgovici
        Olgovici 7 octombrie 2019 13:30
        +2
        Citat: Serg Koma
        и выброш. на берег...."

        Спасибо, а то не разглядел.
        1. Serg Koma
          Serg Koma 7 octombrie 2019 13:31
          0
          Cu plăcere hi
  5. Antares
    Antares 7 octombrie 2019 20:56
    0
    вообще там немного не так.
    Хребет с низким местом напротив Новороссийска. Холодный воздух фронтом "Льет" именно через узкий участок наиболее сильно. А учитывая что он холодный-а за хребтом влажный, то моментально все обмерзает.
    Холодный поток как сошедшая лава. Все моментально охлаждается, обледенение..
    Так что само место выбрано для порта не совсем удачно. Ибо бора там регулярно.
    Конечно в Сев. Причерноморье более удобные заливы и места для портов. А тут просто необходимость иметь базы и порты.Но вот такие сюрпризы. Поэтому Новороссийск бывает опасен для судов и кораблей.(да и не только)
    сход холодного воздуха с хребта

    весело там конечно. Даже не будучи в Новороссийске-слышал о боре с младенчества.У нас попроще как то.
  6. Demo
    Demo 8 octombrie 2019 11:43
    0
    Тесть, царство ему Небесное, 20 лет проходил на танкерах из Новороссийска.
    Один раз я, с женой, малыми детьми и тещей был на его корабле.
    Și apoi a început.
    Не помню якорную стоянку, кажется 16, и это от берега далековато, но дуло так, что загруженный 85000 тонн пароход, аж подпрыгивал.
    Просидели 4 дня, пока эта хрень не притихла.
    Кэп, коренной новороссиец, матерился так, аж мне, потомственному строителю, краснеть хотелось.
    Какими он только проливами и океанами не ходил, но такое ему, волчаре, видеть всегда страшно.
    Так что, вот вам и ласковое Черное море.
    Bine ati revenit!
  7. feokot1982
    feokot1982 8 octombrie 2019 16:02
    0
    отличная статья, с одним не соглашусь, на то что дует каждый год коренные Новороссийцы даже внимания не обращают, настоящая Бора случается реже, раз в 5 лет
  8. denis nr
    denis nr 16 august 2020 20:12
    0
    Исправьте текст пожалуйста, не Павла Николаевича, а Федора Афанасьевича Юрьева. Так же на черноморском флоте он служил с конца 18 века, намного более чем написанные 10 лет. И на груди размещали старшую степень ордена, а младшую не одевали, за исключением знаков Военного Ордена