Artilerie antiaeriană poloneză modernă

27

Польша – одна из немногих стран НАТО, в вооруженных силах которой имеется значительное количество артиллерийских и артиллерийско-ракетных зенитных установок. Более того, командование Войска Польского не только не планирует отказываться от зенитной артиллерии, но и инициирует дальнейшие программы модернизации, выдавая заказы на создание современных всесуточных оптоэлектронных прицелов и высокоавтоматизированных систем управления огнём.

Буксируемые зенитные артиллерийские установки


Artilerie antiaeriană poloneză modernă

В ряде источников говорится, что на хранении в Польше могут до сих пор находиться 57-мм автоматические зенитные пушки С-60. Впрочем, если они до сих пор и имеются на складах, проку от них немного. С учётом того, что для управления огнём 57-мм автоматов в Войске Польском применялись безнадёжно устаревшие морально и физически радиолокационные станции орудийной наводки СОН-9, использовать орудия С-60 можно будет только для ведения малоэффективного заградительного зенитного огня.



Гораздо большую ценность представляют 23-мм спаренные зенитные установки ЗУ-23, лицензионное производство которых в Польше началось в 1972 году на заводе в городе Тарнув. Согласно экспертным оценкам, в настоящее время в строевых подразделениях Войска Польского и на складах может иметься более 300 таких установок.


Tunurile antiaeriene poloneze de 23 mm au fost modernizate de mai multe ori există mai multe variante în serviciu, care diferă în principal prin dispozitivele de ochire și prezența sau absența lansatoarelor de rachete.

В 2002 году в войска начали поступать артиллерийско-ракетные установки ZUR-23-2KG Jodek-G, оборудованные комбинированным (день/ночь) пассивным оптоэлектронным прицелом Prexer CKE-2 и двумя транспортно-пусковыми контейнерами с зенитными ракетами Grom (польский вариант ПЗРК «Игла»).


Артиллерийско-ракетная зенитная установка ZUR-23-2KG Jodek-G

Благодаря введению в состав установки зенитных ракет, дальность стрельбы по воздушным целям превысила 5 000 м и появилась возможность уничтожать воздушные цели, летящие со скорость до 500 м/с. Согласно мнению польских специалистов, эффективность ZUR-23-2KG Jodek-G по сравнению с исходной ЗУ-23 увеличилась более чем в 5 раз и появилась возможность прицельной стрельбы ночью.


În 2007, a fost testată o instalație cu o viziune îmbunătățită pe toată durata zilei, combinată cu un telemetru laser, iar muniția includea obuze de urmărire incendiare și perforatoare incendiare de sub-calibru cu o viteză inițială crescută, datorită cărora raza efectivă de tragere a crescut cu aproximativ 20%. În 2015, camera termică de căutare și țintire CKE-1T a fost adăugată la instalare.


В 2016 году Министерство обороны Польши для защиты авиабаз от средств воздушного нападения, действующих на малых высотах, заказало шесть артиллерийско-ракетных батарей с системой управления огнём Pilica (PSR-A).

Созданием и производством системы Pilica занимается консорциум PGZ-PILICA, в который входят компании: PIT-Radwar и Zakłady Mechaniczne Tarnоw. В настоящее время зенитными системами Pilica вооружены 37-я ракетная и 35-я эскадрильи ПВО ВВС Польши. В каждой эскадрилье по три зенитных батареи.


В состав батареи входит мобильный пункт управления, оснащённый компьютеризированной системой управления огнём, шесть комбинированных артиллерийско-ракетных установок ZUR-23-2SP Jodek с ракетами Piorun (Grom-М), две транспортные машины и две машины для перевозки боеприпасов. Целеуказание поступает от мобильной трёхкоординатной радиолокационной станции IAI ELM-2106NG. Также зенитной батарее придаётся несколько машин охраны.


РЛС IAI ELM-2106NG

РЛС IAI ELM-2106NG может монтироваться на различные шасси или буксируемые фургоны. Станция работает в частотном диапазоне 1,5–2 ГГц и обнаруживает цель типа «истребитель» на дальности до 60 км. Имеется возможность сопровождения одновременно 60 целей и трансляции данных в общую сеть для обмена с другими зенитными комплексами.

Зенитная артиллерийско-ракетная установка Pilica оснащена комбинированной обзорно-прицельной системой GOS-1 с телекамерой, тепловизором и лазерным дальномером. Централизованную наводку по командам АСУ обеспечивает электропривод. Для автономного энергоснабжения имеется бензиновый генератор. Информация с обзорно-прицельных систем передаётся на командный пункт.


Конкретные характеристики оптоэлектронных прицельных комплексов, используемых на установках ZUR-23-2SP Jodek, не раскрываются. Но в рекламных проспектах говорится, что расчёт способен осуществлять самостоятельный поиск целей днём и ночью, производить измерение дистанции и после входа в зону поражения осуществлять обстрел цели.


Camioanele Jelcz 442.32 cu dispozitiv rapid de încărcare și descărcare sunt utilizate pentru transportul și calculul instalațiilor antiaeriene. Dacă este necesar, focul poate fi tras din corp.

Самоходные зенитные установки



Со второй половины 1980-х польская армия использует ЗСУ семейства Hibneryt. Сама концепция колёсной самоходки, со скорострельной зенитной установкой, размещённой в кузове грузового автомобиля, не нова. Советская и российская армия активно использовала такие машины во время боевых действий в Афганистане и Чечне. Но у нас это были импровизации, созданные в войсковых мастерских, а в Польше такие машины проектировали специально. Помимо противодействия воздушному противнику, они рассматриваются как средство борьбы с легкобронированной техникой и живой силой.

В 2005 году четыре машины Hibneryt были доставлены в Ирак, где использовались в сопровождении конвоев, и не плохо себя проявили. Для защиты расчётов от пуль и осколков на орудия устанавливали броневые щитки.

Если первые польские ЗСУ Hibneryt не имели броневой защиты, то машина Hibneryt-P на шасси Star 266M, произведённая в 2007 году предприятием по ремонту военной техники, расположенном в городе Новы-Двур-Мазовецки, имела броню, предохранявшую экипаж от лёгких осколков и винтовочных пуль, выпущенных с дистанции 300 м.


ЗСУ Hibneryt-Р

В 2010 году была создана ЗСУ Hibneryt-3 с более высоким уровнем баллистической и противоминной защиты и увеличенными углами обстрела. Масса машины в боевом положении составляет 11 300 кг. Максимальная скорость – до 80 км/ч. Экипаж – 5 человек.


ZSU Hibneryt-3

Отсеки в полу вмещают восемь патронных ящиков и четыре запасных ствола. Машина оборудована средствами связи, позволяющими принимать целеуказание от внешних источников.

Уже ко второй половине 1980-х самоходная зенитная установка ЗСУ-23-4 «Шилка» во многом перестала удовлетворять современным требованиям. В первую очередь это касалось радиолокационного комплекса РЛК-2 и аналогового баллистического вычислителя. К тому моменту потенциальный противник оснастил большую часть своих боевых самолётов приёмниками радиолокационного излучения и приборами, достаточно точно определяющими координаты зенитной самоходки с включённым прицельно-поисковым радаром. Подвесные и встроенные станции постановки активных помех надёжно подавляли относительно маломощный радиолокатор «Шилки», имевший ограниченное количество литерных частот.

Проблема усугублялась ещё и тем, что, несмотря на ряд «малых» модернизаций, на всех ЗСУ-23-4, имевшихся в странах ОВД, электронные блоки по большей части были построены на откровенно устаревшей элементной базе, с высокой долей электровакуумных приборов.

В ходе возможного отражения налётов боевой aviaţie НАТО и в случае активного радиоэлектронного противодействия противника, эффективность «Шилки» против современных истребителей-бомбардировщиков и штурмовиком могла быть не столь высока. Для того, чтобы не терять фактор внезапности и исключить демаскировку малоэффективным радаром, расчёты зенитных самоходок были вынуждены по большей части пользоваться оптическими прицельными приспособлениями.

Командование Войска Польского всё это прекрасно понимало, но распад ОВД и экономические трудности отсрочили модернизацию польских «Шилок», намеченную на начало 1990-х, более чем на 10 лет.

В 2000 году по запросу Департамента снабжения вооруженных сил Министерства национальной обороны Научно-исследовательский центр военного механического оборудования в Тарнове приступил к разработке проекта модернизации части наименее изношенных ЗСУ-23-4 «Шилка». Модернизацию самоходных зенитных установок планировалось совместить с капитальным ремонтом, что должно было продлить срок службы примерно ещё на 20 лет.

Требования к модернизации неоднократно пересматривались, на каком-то этапе от неё хотели отказаться и заменить выпущенные в СССР «Шилки» 35-мм зенитной самоходкой собственного производства. Но в итоге к модернизации ЗСУ-23-4 решено было вернуться, и декабре 2005 года начальник Генерального штаба ВС Польши подписал соответствующий приказ.

Практические работы на предприятии в Тарнове и танкоремонтных мастерских в Журавице начались только в 2010 году. Модернизированная машина известна как ZSU-23–4MP Biala. Польская версия «Шилки» получила свое название в честь реки Biala (польск. – «Белая»). На первом этапе контракт предусматривал модернизацию трех «Шилок» в 2010 году, четырех – в 2011 году и двух – в 2012 году.


ZSU-23–4MP Biala

Согласно информации, опубликованной в открытых источниках, первая партия из девяти модернизированных установок поступила в 10-ю бронетанковую бригаду. В настоящее время в войсках имеется 28 ZSU-23–4MP Biala.


Польские СМИ писали, что всего может быть модернизировано более 50 машин. Но неизвестно, найдется ли столько установок, основные агрегаты которых не имеют критического износа.

После модернизации возможности польских зенитных самоходок существенно возросли. Вместо устаревшего радиолокационного комплекса РЛК-2 для поиска воздушных целей используется пассивная оптоэлектронная аппаратура с тепловизионным каналом. Цифровая система управления огнём, совмещённая с лазерным дальномером, позволяет осуществлять обстрел целей в полуавтоматическом режиме.

Отказ от бортового радиолокатора несколько снизил возможности по борьбе с воздушными целями в условиях сильного задымления и тумана, но зато возросла скрытность и выживаемость установки в целом. Благодаря автоматизации процесса поиска воздушной цели и применения вооружения, экипаж ЗСУ сокращен до трёх человек. В распоряжении командира и механика-водителя имеются современные приборы ночного видения.

В состав вооружения введены четыре ракеты Grom, которые могут поражать низковысотные цели на дальности до 5 500 м. Новое оборудование и частичная замена боекомплекта (добавлены новые подкалиберные снаряды) позволили увеличить эффективную дальность стрельбы из пушек до 3,5 км.

Управление действиями зенитной батареи осуществляется мобильной АСУ Łowcza-3 на гусеничном шасси SPG-2A (польский вариант МТ-ЛБ). Создание такой машины началось ещё в конце 1980-х, но она была принята на вооружение только в 1999 году. В составе АСУ Łowcza-3 используются системы передачи данных производства Thomson-CSF и аппаратура обработки данных, созданная Научно-производственным центром профессиональной электроники Radwar.

Во второй половине 1990-х руководство польского военного ведомства в рамках концепции перехода на стандарты НАТО планировало отказаться от советских ЗСУ-23-4 «Шилка». Для их замены планировалось создать самоходную артиллерийскую установку, вооруженную 35-мм зенитными автоматами фирмы Oerlikon-Contraves (под патрон 35x228 мм) с программируемым дистанционным подрывом снарядов. Основным разработчиком новой ЗСУ стала компания Radwar.

Осенью 2000 года начались испытания самоходной зенитной установки PZA Loara (польск. Przeciwlotniczy Zestaw Artyleryjski «Loara» – зенитная самоходная установка «Луара»). Эта ЗСУ предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями: самолетами, вертолетами, БПЛА, крылатыми ракетами. Кроме того, ещё на этапе проектирования предусматривалось, что она сможет поражать легкобронированную технику и бортовую броню основных боевых tancuri, для чего в боекомплекте имеются подкалиберные бронебойно-трассирующие снаряды APFSDS-Т.

ЗСУ «Луара» вооружена двумя 35-мм автоматическими пушками Oerlikon GDF-005, размещенными в полностью закрытой башне, установленной на шасси ОБТ PT-91 Twardy (польская версия Т-72). Наведение в горизонтальной и вертикальной плоскостях осуществляется быстродействующими электроприводами с высокоточными электронными датчиками угла и места. Внутри башни находятся два члена экипажа: командир и наводчик-оператор. Наблюдение за целью осуществляется через ЖК мониторы. Масса башни вместе с боекомплектом, аппаратурой и экипажем составляет 13 т.

При адаптации шасси была изменена компоновка, и рабочее место механика-водителя сместили влево. В задней части корпуса размещена дополнительная вспомогательная установка и повышена емкость аккумуляторных батарей. Броня самоходной установки способна противостоять 12,7-мм пулям и крупным осколкам.


ЗСУ PZA Loara

Машина, весящая в боевом положении 45 300 кг, обладает неплохой подвижностью, что позволяет ей действовать в одних боевых порядках со средними танками. Дизельный двигатель мощностью 1 000 л. с. способен обеспечить ЗСУ скорость на шоссе 60 км/ч.
Для поиска воздушных целей на дальности до 27 км использована РЛС АФАР, работающая в сантиметровом частотном диапазоне. Эта станция со встроенным запросчиком «свой-чужой» способна отслеживать одновременно 64 цели. Антенна РЛС вращается со скоростью 60 об/мин. Радар обладает низким энергопотреблением и высокой помехозащищённостью.

Радиолокационный прицел-дальномер, антенна которого расположена в лобовой части башни, после взятия цели на сопровождение передаёт данные автоматической системе управления огнём, и после входа цели в зону поражения АСУ рассчитывает упреждение, даёт команду на открытие огня и программирует взрыватели снарядов с воздушным подрывом.

В качестве дублирующих прицельно-поисковых систем предусмотрены: лазерный дальномер, тепловизионная камера SAGEM и телевизионная KTVD. Пассивные системы обнаружения не только дублируют радиолокаторы, но и в случае необходимости позволяют улучшить скрытность применения и защитить «Луару» от противорадиолокационных ракет.


Прицельно-поисковый комплекс способен осуществлять обнаружение целей во время движения машины. Система управления огнём может работать в нескольких режимах – автоматическом, полуавтоматическом и ручном, где экипаж имеет полное управление стрельбой. От момента обнаружения, опознания до уничтожения цели проходит не более 10 секунд.

Две 35-мм пушки Oerlikon GDF-005 с суммарным темпом стрельбы 1 100 выстр./мин способны поражать на дальности до 4 000 м воздушные цели, летящие со скоростью до 500 м/с. Достоинствами 35-мм пушек является увеличенная по сравнению с «Шилкой» дальность стрельбы и большее могущество снарядов.


ЗСУ PZA Loara впервые показали широкой публике на выставке MSPO-2004, где она получила положительные оценки специалистов. По заявленным характеристикам польская зенитная установка превосходит модернизированную германскую ЗСУ Gepard.

В 2012 году в планах польского военного ведомства было заказать 10 батарей (60 единиц) PZA Loara. Каждой батареи должна была придаваться РЛС NUR-22 и мобильный командный пункт Łowcza-3. Однако из-за финансовых ограничений этим планам не суждено было сбыться. Для удешевления проекта разработчик предложил использовать лёгкое бронированное гусеничное шасси Anders или колёсное Rydwan, но это не помогло.

В целом ЗСУ «Луара» была выполнена на достаточно высоком уровне и по своим характеристикам как минимум не уступала другим зенитным самоходкам, вооруженным 35-мм пушками Oerlikon: западногерманской Gepard, японской Type 86 и китайской PGZ-2000. Основной причиной отказа стала слишком высокая цена. Одна новая PZA Loara стоит примерно как четыре модернизированных артиллерийско-ракетных установки ZSU-23-4MP Biala.

Впрочем, в свете последних событий руководство Министерства обороны Польши решило усилить потенциал собственной системы ПВО. Есть вероятность, что к проекту «Луара» вернутся, и доработанные зенитные самоходки всё же поступят на вооружение.

Se termină să fie...
27 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +6
    20 iunie 2022 06:18
    ЕМНИП у нас тоже пытались модернизировать буксируемые ЗУ-23 и самоходные "Шилки". Однако в России это дело особо не пошло. У Польши особого выбора в новых зенитных системах нет, вот и
    выжимают все, что можно из советского оружия.
  2. +4
    20 iunie 2022 06:43
    Зенитные системы Pilica
    Citat din Bongo.
    зенитной батарее придаётся несколько машин охраны

    hi
    Что за машины, и что за охрана?
    1. +6
      20 iunie 2022 07:22
      Citat din domnul X
      Что за машины, и что за охрана?

      Michael, bună dimineața!
      Охранные подразделения ВВС Польши используют автомобили повышенной проходимости Skorpion-3.

      А также американские Humvee. Я полагаю, что для обеспечения безопасности огневых позиций зенитной системы системы Pilica достаточно взвода охраны.
      1. +2
        20 iunie 2022 07:57
        Citat din Bongo.
        Michael, bună dimineața!

        Drăguț!
        Mulțumesc.
        Кому-то так не понравился твой комментарий, что аж минусанул его râs
        Интересно, что его так расстроило?
        1. +5
          20 iunie 2022 13:58
          Citat din domnul X
          Кому-то так не понравился твой комментарий, что аж минусанул его laughing
          Интересно, что его так расстроило?

          Я даже знаю кто. lol В прошлой публикации один "уря-патриотичный" персонаж вещал, что наши ЗРС большой дальности с ЗУР в которых используются радиолокационное наведение способны поражать танки на максимальной дальности стрельбы. Несколько человек пытались ему объяснить, что это не так, но бесполезно. solicita
          1. +3
            20 iunie 2022 17:03
            Citat din Bongo.
            chiar stiu cine

            Văd
            А меня один весельчак со вчерашнего дня пытается убедить, что я румын
            1. +2
              21 iunie 2022 00:09
              Michael, bună dimineața!
              Насколько мне известно, Вы не слишком "румынисты"....
              1. +2
                21 iunie 2022 06:43
                Citat din: zyablik.olga
                Michael, bună dimineața!

                Доброе утро, Оленька!

                Citat din: zyablik.olga
                Вы не слишком "румынисты"....

                Верно. От слова "Совсем".
                Поэтому наш исторический спор плавно перешёл на личности.
                Я с ним попрощался, вроде молчит.
                Пока )
                1. +2
                  21 iunie 2022 13:24
                  Citat din domnul X
                  Поэтому наш исторический спор плавно перешёл на личности.
                  Я с ним попрощался, вроде молчит.
                  Пока )

                  Привет! С идиотами в прения лучше не вступать! Nu.
                  1. +1
                    21 iunie 2022 14:02
                    Citat din Bongo.
                    Hi!

                    hi
                    Citat din Bongo.
                    С идиотами в прения лучше не вступать!

                    А как в начале спора узнать, с кем имеешь дело? a face cu ochiul
                    1. +4
                      22 iunie 2022 17:07
                      В начале, ни как. Но когда начинает переходить на личности - это уже диагноз. wassat
                      1. +1
                        22 iunie 2022 17:42
                        Citat din Bongo.
                        В начале, ни как

                        А после - по обстоятельствам )
  3. 0
    20 iunie 2022 08:17
    Эта часть выглядит довольно странно. Зачем ЗУ-23 мощный и дорогой современный радар? Обычно с иронией отношусь к бедам иностранных налогоплательщиков, но тут очень похоже на какие-то игры с промышленностью в советском стиле.
    1. AAC
      +6
      20 iunie 2022 09:39
      Мне кажется батарея ЗУ-23 способна создать большую проблему для вертолетов и штурмовиков. И чем эффективнее прицельный комплекс, тем выше вероятность поражения. Если в арсенале средств нет разнообразных видов вооружения для решения отдельных задач, то вполне естественно желание создать более-менее универсальное средство.
      1. 0
        20 iunie 2022 09:48
        ЗУ-23 работают в зоне прямой видимости. На кой черт им серьезный радар? Вы понимаете, сколько стоят такие штуки? Вертолеты и штурмовики дело хорошее, но сейчас полякам больше интересны средства поражения, те же КР.
        1. +4
          20 iunie 2022 10:47
          Citat: Negru
          ЗУ-23 работают в зоне прямой видимости. На кой черт им серьезный радар? Вы понимаете, сколько стоят такие штуки? Вертолеты и штурмовики дело хорошее, но сейчас полякам больше интересны средства поражения, те же КР.

          Любая зенитная артиллерия, как ПЗРК и мобильные ЗРК малой дальности работают в "зоне прямой видимости". Радар нужен, чтобы знать с какой стороны появиться воздушный противник и достойно подготовиться к встрече гостей.
          Как говориться в статье, система "Пилица" предназначена для ПВО аэродромов и в основном будет использоваться стационарно.
    2. -4
      20 iunie 2022 15:35
      Просто это отмыв бюджетных средств по-польски)
  4. 0
    20 iunie 2022 12:15
    Для АЗП-57 у поляков имеется современная система наведения. Попадался ролик со стрельбами. Система управляла четырьмя пушками, в отличии от С-60, где в составе батареи шесть стволов.
    1. +3
      20 iunie 2022 14:03
      Citat: Stargazer
      Для АЗП-57 у поляков имеется современная система наведения. Попадался ролик со стрельбами. Система управляла четырьмя пушками, в отличии от С-60, где в составе батареи шесть стволов.

      Вообще АЗП-57 и С-60 - это синонимы. Насколько мне известно, эти орудия ограниченно используются поляками в береговой обороне. Если Вас не затруднит, скиньте ссылку на ролик, или поделитесь информацией какая у поляков имеется "современная система наведения".
      1. 0
        21 iunie 2022 00:38
        C-60 - комплекс, АЗП-57 - пушка. Кстати, СОН-9А работала в паре с ПУАЗО-6-60. В СОНьке не было вычислителя. Это одна из первых станций подобного назначения. Впоследствии "сладкая парочка" была заменена на изделие 1РЛ35М1 РПК-1А "Ваза".
        По сути просьбы. Система, по-моему, называется "Бленда" (могу ошибиться), а ролик... ну, например, https://youtu.be/kOpncmTBsPY. Кое-что можно разглядеть.
      2. +1
        21 iunie 2022 18:53
        Интересный цикл. Я так понимаю что ожидается еще обзор современного состояния зрк сухопутных войск Польши и объектовой пво или я чего-то пропустил? hi
        1. +2
          22 iunie 2022 17:08
          Citat din: g1v2
          Интересный цикл. Я так понимаю что ожидается еще обзор современного состояния зрк сухопутных войск Польши и объектовой пво или я чего-то пропустил?

          Здравствуйте! Будет, но после истребительной авиации. Эта статья уже опубликована. hi
          1. +3
            22 iunie 2022 22:15
            Спасибо. Учитывая, что это наш самый вероятный противник , тема интересна. Еще неплохо бы по румынам пройтись. Есть мнение что они тоже ждут своего часа. hi
            1. +3
              23 iunie 2022 03:41
              Citat din: g1v2
              Спасибо. Учитывая, что это наш самый вероятный противник , тема интересна. Еще неплохо бы по румынам пройтись. Есть мнение что они тоже ждут своего часа.

              Виталий, про ВВС и ПВО Румынии я тоже планирую сделать цикл, но когда это случится, сказать не могу.
  5. +3
    20 iunie 2022 15:35
    В общем и целом, данный цикл показывает как за сравнительно небольшие деньги (и при наличии серьезной мотивации, естесно) на базе уже существующих технологий, решений и узлов, имеющейся в распоряжении материальной базы и простой модернизацией уже устаревших вроде бы образцов, можно добиться вполне себе качественного усиления частей ПВО и параллельно "поднять" свою собственную производственно-техническую школу и промышленность.
    Я поляков как нацию не очень-то люблю, но их подход к решению задач обороны в условиях заведомо меньшей, уязвимой и технологически уступающей странам коллективного Запада экономики, воля ваша, но у меня не может не вызывать уважения.
    Завсегдашняя благодарность за интересный материал. hi
    PS
    Т. е. поляки по факту остаются последними в Европе апологетами развития концепции "зенитного танка", как устойчивой к разным типам огневого воздействия, защищенной, высокопроходимой гусеничной платформы с пусть ограниченной, но в какой-то мере самодостаточностью (собственное БРЭО и аппаратура наведения) даже вне полноценной батареи. Учитывая нарастающее в мире напряжение, факт их отсутствия в серийном производстве в войсках потенциальных противников не может не радовать, но с точки зрения замораживания инженерно-технического развития самого концепта (ведь его совершенствование и применение это общечеловеческие знания и опыт, тактики применения и противоборства и прочее) огорчает.
  6. -3
    20 iunie 2022 19:25
    Прицелы, дальномеры - это хорошо, но эффективность огня 23-мм пушек невелика. Вертолёт или штурмовик должен буквально подставиться под их огонь. Против КР они ещё менее эффективны, против компактного разведывательного БПЛА тем более. ПЗРК и то эффективнее - пушки лучше вообще убрать, меньше веса возить и шума меньше.
  7. 0
    21 iunie 2022 00:49
    Автор, будте аккуратнее в изложении материала. Ведь на Вас потом ссылаться будут. Вот у Вас о Луаре:
    Для поиска воздушных целей на дальности до 27 км использована РЛС АФАР, работающая в миллиметровом частотном диапазоне.

    По фото видно, что эта РЛС не миллиметрового диапазона. Миллиметровый диапазон в ПВО в РЛС обнаружения не используется, и АФАР миллиметрового диапазона в ПВО нет.
    Радиолокационный прицел-дальномер, антенна которого расположена в лобовой части башни.

    По фото видно, что это обычная "тарелка", скорее всего - Ku (IEEE) диапазона.