China continuă să dezvolte un nou elicopter de luptă

15
China continuă să dezvolte un nou elicopter de luptă
Вертолет Z-10, его пилоты и технический персонал на учениях "Мирная миссия-2018". Фото Минобороны РФ


В настоящее время Народно-освободительная армия Китая располагает достаточно крупным парком боевых вертолетов. Кроме того, ведутся работы по созданию новой винтокрылой машины ударного назначения. В этом проекте планируют использовать современные и перспективные решения, благодаря которым вертолет сможет продолжать службу и оставаться актуальным в течение нескольких следующих десятилетий.



Proiect nou


В первых числах марта китайская телекомпания CCTV взяла интервью у главного конструктора вертолета Z-10, ныне политического советника Компартии Китая, Ву Симина. Он рассказал об основных направлениях развития вертолетной отрасли, а также упомянул разработку нового проекта в военной сфере.

Ву Симин сообщил, что промышленность уже разрабатывает перспективный вертолет для НОАК. Не исключается возможность ускорения этих работ, и для этого планируют приложить все усилия. При этом будет использоваться методика разработки техники, созданная ранее. Она предусматривает несколько этапов создания проекта – исследование нового поколения техники, предварительное изучение поколения, а также его проектирование и производство. Одновременно в разработке может быть несколько проектов.

Представитель CAIC также отметил специфику первых стадий создания проектов. По его словам, не следует просто перенимать и применять иностранные идеи из области вертолетостроения. Нужно брать в развитие только то, что подходит Китаю. Одновременно с этим нужно сделать правильные оценки и найти пути развития, чтобы созданные наработки оставались актуальными в течение следующих 20-30 лет.


Z-10 в воздухе. Фото Минобороны РФ

К сожалению, Ву Симин и CCTV не стали раскрывать технические подробности разрабатываемого проекта. Пока известно только о самом факте проведения работ. Каким будет новый вертолет, и когда НОАК получит его, не сообщается.

Conform datelor cunoscute


Следует напомнить, что китайская промышленность уже не впервые рассказывает о разработке перспективного боевого вертолета для НОАК. По известным данным, корпорация CAIC и институт China Helicopter Research and Development Institute с 2019 г. в инициативном порядке занимаются таким проектом, и к настоящему времени он прошел ряд первых стадий.

Так, в апреле 2022 г. сообщили, что проект успешно дошел до этапа летных испытаний. Основные решения проекта были реализованы в виде макетного образца, который к тому времени совершил свой первый полет. После отработки при помощи такой летающей лаборатории новые идеи получат развитие и лягут в основу полноценного проекта боевого вертолета.

По данным китайской прессы, новый вертолет должен существенно отличаться от существующих образцов. Применяются новые компоновочные решения, изменена аэродинамика и т.д. За счет этого удастся улучшить летно-технические характеристики, повысить массу и грузоподъемность, а также снизить заметность.

К сожалению, какие-либо материалы по проекту CAIC и CHRDI пока не публиковались. Его разработка уже дошла до той стадии, когда можно рассказывать о проводимых работах, но технические подробности пока не разглашаются. Возможно, продолжение работ и достигнутые успехи позволят в обозримом будущем раскрыть хотя бы основные особенности проекта.


Легкий ударный вертолет Z-198. Фото Wikimedia Commons

Aspect estimat


Несмотря на отсутствие официальных данных, можно попробовать угадать облик перспективного проекта от CAIG. В основу такого прогноза лягут как известные сведения о других вертолетах, в т.ч. иностранных, так и любопытные намеки от китайской промышленности.

Очевидно, что разработка нового вертолетного ударного комплекса для НОАК разделяется на три основных направления. Создается непосредственно платформа в виде вертолета, а также комплекс радиоэлектронного оснащения и набор вооружений для нее. С электроникой и arme в целом все понятно – будут разработаны новые РЛС, ОЛС, СУО, ракеты и т.д. с повышенными техническими характеристиками. В случае с платформой, однако, ясность пока отсутствует.

В интервью для CCTV Ву Симин упомянул возможность заимствования иностранных наработок, но только с учетом собственных потребностей. Это может быть намеком на некоторые особенности перспективного проекта. Вполне возможно, что будущий боевой вертолет создается с оглядкой на передовые иностранные разработки.

Так, «источником вдохновения» может быть американская программа FVL, целью которой является создание нескольких вертолетов с повышенными летно-техническими характеристиками. При этом следует вспомнить, что в прошлом году в качестве одного из гипотетических преимуществ нового китайского вертолета упоминалась именно повышенная скорость полета.


Вертолеты Z-19 на учениях "Восток-2018". Фото АП РФ

Американские проекты серии FVL решают задачу повышения летных характеристик несколькими способами. Предлагаются вертолеты с дополнительными толкающими винтами и полноценные конвертопланы с поворотными винтомоторными группами. Обе архитектуры имеют свои преимущества, но по совокупности параметров лучше выглядит скоростной вертолет с дополнительным винтом. Вероятно, по тому же пути пошли и китайские вертолетостроители.

Nivel obligatoriu


Если CAIC действительно создает новый вертолет для замены существующих Z-10 и Z-19, то можно представить требуемый для него уровень тактико-технических и боевых характеристик. По всем параметрам эта машина должна превосходить имеющиеся – иначе замена попросту не имеет смысла.

Будущий Z-10 разрабатывался корпорацией CAIC в девяностых и двухтысячных годах, причем на ранних этапах большая роль в проекте возлагалась на российскую фирму «Камов». Z-19 создавали уже в двухтысячных на основе вертолета Z-9 – лицензионной копии европейского Eurocopter Dophin. Несмотря на большую разницу в сроках разработки, оба вертолета были приняты на вооружение НОАК в 2012 г. К настоящему времени армия получила не менее 180-190 машин каждого типа.

Z-10 крупнее и тяжелее Z-19 – его максимальная взлетная масса достигает 7 т. Он оснащен двумя турбовальными двигателями WZ-9 мощностью по 1250 л.с., с помощью которых может развивать скорость до 270 км/ч. Дальность полета – 800 км. Z-19 во взлетной конфигурации весит не более 4,25 т и использует двигатели WZ-8 мощностью 940 л.с. При этом по летным характеристикам он похож на Z-10.


Макет гибридного летательного аппарата с повышенными летными характеристиками. Подобные компоновочные решения могут найти применение в реальных проектах. Фото Aviation Week

Оба вертолета управляются парой летчиков, работающих в кабинах тандемной компоновки. В зависимости от модификации, Z-10 и Z-19 оснащаются радиолокационными и оптико-электронными станциями, цифровой системой управления вооружением, средствами радиоэлектронной борьбы и т.д.

Z-10 несет встроенную артиллерийскую установку с 23-мм автоматической пушкой. На крыле имеются четыре точки подвески на 1,5 т нагрузки. Вертолет может нести неуправляемые ракеты калибра до 90 мм, а также различное вооружение «воздух-земля». Прежде всего, это управляемые ракеты с лазерным или радиолокационным наведением. Z-19 не имеет пушки, и отличается меньшей грузоподъемность. Он так же оснащен четырьмя точками подвески и использует ту же номенклатуру ракет.

Таким образом, перспективный вертолет, разрабатываемый для будущей замены Z-10 и Z-19, должен развивать скорость не менее 270-280 км и иметь дальность более 800 км. Также от него требуется возможность нести и применять управляемое и неуправляемое вооружение общей массой не менее 1,5 т. В боекомплект должны будут войти как нынешние, так и перспективные вооружения, в т.ч. с повышенной дальностью, точностью и могуществом.

O viziune pentru viitor


De Știri последнего времени следует, что китайская aviaţie промышленность продолжает разработку нового боевого вертолета для НОАК. К настоящему времени проект прошел первые стадии, и о нем уже можно говорить открыто, хотя основная часть сведений пока не подлежит публикации.

Учитывая обычаи и привычки китайской оборонной промышленности, можно предполагать, что разработка перспективного вертолета успешно продвигается вперед. Уже в течение нескольких следующих лет она может завершиться с желаемым результатом. Возможно, по мере продолжения работ будут те или иные утечки информации или случайные снимки, но официально вертолет покажут только когда он будет полностью готов.
Canalele noastre de știri

Abonați-vă și fiți la curent cu cele mai recente știri și cele mai importante evenimente ale zilei.

15 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +8
    14 martie 2023 05:20
    15 сентября 1969 г взлетел опытный образец будущего Ми- 24. Насколько гениален был Миль - так точно аж на полвека вперёд угадать массу и мощность движков ( а из этого и массу вооружения , бронирование , скорость и дальность ) .
    С той поры 50 лет все попытки во всех странах ( в том числе и Ка-52 , и Ми-28 ) сделать лучше приводили лишь к повторению характеристик той машины. Даже знаменитый Апач пожирнел в весе и броне до 11 тонн . За все 50 лет лучше стали только ракеты и РЭО .....но не планер . Вот это был конструктор .
    1. IVZ
      +1
      14 martie 2023 06:36
      так точно аж на полвека вперёд угадать массу и мощность движков ( а из этого и массу вооружения , бронирование , скорость и дальность )
      Здесь ещё сыграл свою роль выбор базовой машины - Ми-8. И в общем Вы правы, По боевым характеристикам модернизированные Ми -24...Ми-35 мало кому уступают, и кроме того, это единственные боевые вертолёты способные нести десант. Эвакуационная кабинка на Ми-28 не в счёт. Чтобы ей воспользоваться надо заглушить двигатель.
    2. +3
      14 martie 2023 08:53
      А ему выбирать особо не приходилось, ибо не из чего было. Приличного "борта" не имел даже первый Ми-28 - не то что Ми-24. Для того, чтобы впихнуть что-то более существенное, камовцам потребовалось выкинуть штурмана-оператора (потом всё равно заставили посадить обратно, но так жирно забронировать кабину, как на Акуле, уже не получилось).
      Так что только ТВ2/3-117.
      И десантное отделение пришлось впихивать в Ми-24 не от хорошей жизни. Ми-2 Ирокезом не стал. Камов эти двигатели отказывался ставить на Ка-26 категорически. Турбинной замены Ми-4 нет до сих пор. Почему не пытались слепить что-то из того же Ми-4 и ГТД-3 - вопрос интересный.
      1. 0
        19 iunie 2023 03:18
        Ка-50 изначально был одноместным. Зачем вы пишете заведомую неправду?
  2. -3
    14 martie 2023 07:31
    у главного конструктора вертолета Z-10, ныне политического советника Компартии Китая, Ву Симина.
    А это не Вовка Симин? или Си-ни-цин? recurs
  3. +1
    14 martie 2023 10:34
    Вот что все докопались до десантного отсека Ми-24? Целенаправленно высадкой десанта не занимались, даже штатное расписание подобного не предусматривало. А вот случаи эвакуации были и не раз.
    Кроме того, грузовой отсек очень сильно увеличивает автономность вертолёта в отрыве от точек базирования.
    И да, ещё на Ми-24Д была возможность использовать не только подвесные топливные баки, а устанавливать дополнительную емкость в десантный отсек. Что позволяло увеличивать дальность без снижения ударных возможностей.

    1. 0
      14 martie 2023 16:01
      Потому что оно есть, а использоваться может только ограниченно.
      1. 0
        14 martie 2023 17:43
        И какие же это ограничения? Не поленитесь поведать, интересен взгляд так сказать, со стороны.
  4. 0
    14 martie 2023 11:53
    Представитель CAIC также отметил специфику первых стадий создания проектов. По его словам, не следует просто перенимать и применять иностранные идеи из области вертолетостроения. Нужно брать в развитие только то, что подходит Китаю.

  5. 0
    14 martie 2023 13:00
    Основной вопрос, касающийся ударных вертолетов, еще предстоит решить. Как долго сможет продержаться ударный вертолёт в войне между противниками с сильной ПВО?? Действительно ли это действенное средство или ему суждено быть замененным?
    1. 0
      14 martie 2023 19:47
      ну американцы во время ''бури в пустыне'' пробивали дорогу своим Апачам черз ПВО ударами спецназа..а затем просто держали небо не позволяя войска Саддама опомниться и прегрупироваться...тем и ещё раз темп...а вот в СВО..ну не надо о грусном...
  6. 0
    14 martie 2023 19:53
    чайна эксперементируют с новыми ударными крафтами но..по сути все их новинки это компиляция из Апача и Евро Тигра...к стати как и большинство производителей..у всех ударный хелик на одно лицо(и тут только наш Ка-52 выпадает из этого ряда..)..тут как в анекдоте..что-бы он не делал но собирать получалось ВСЕГДа автомат калашникова...а вообще в ударно хелике(по моему)главное вооружение ну и средства обнаружения(порядок приоритетов можно поменять)..и амеровские Хеллфаеры с их сис-мой выстрелил-забыл и тепловизоры гораздо круче возможности летать боком и делать мёртвую петлю(опять-же это по моему)..ну ка-то так
  7. 0
    25 mai 2023 11:00
    Ми-35 купили бы лицензию за рубли и штамповали, лучше не придумать, все новые дороже и не сильно лучше, Миль - лучший конструктор мира!
    А еще круче Ка-50, только электронику и сенсоры поменять, искусственный интеллект запихать, вот там брони побольше, чем на Ми-24. Михеев - конструктор от бога!
    Но Ми-35 летающая БМП и он может перевезти взвод китайцев, тут нечего сказать...
  8. 0
    1 iunie 2023 18:05
    ТВД у Апача сейчас доводят до 2500-3000лс.....и складывается впечатление, что массогабариты ударного верталета приходят к нашим Ка52 и Ми28
  9. 0
    9 iunie 2023 11:48
    Спорят об облике.. păcăli
    Что о нём спорить???
    Все ударные вертолёты мира похожи, так как перед ними ставятся одни и те же задачи.
    И по итогу контрукторы начинают делать схожие изделия, так как по другому решить поставленные задачи невозможно.
    Планер вертолёта создаётся на основе законов физики - а против них вы ничего не сделаете. И по итогу получаем на выходе изделия из разных стран , подобные друг дружке.
    Из всех вариантов выбивается только машины КБ КАМОВА.
    И даже среди камовских машин есть прикольные аппараты, которые не дошли даже до опытных образцов.. типа В-100.

    Поэтому рассуждения об облике вертолёта - ну чес слово популизм. Ну вот какая разница вам сейчас как китайцы установят ОЭС?? Одну большую в морде вертолёта, или для каждого члена экипажа свою но поменьше???
    Есть ли сейчас разница сколько он возьмёт на борт ПТУРОв??? Да нету !! Так как и так понятно что это число будет варьироваться от 8 до 16 ( ну пусть 20) .
    А вкорячат ли китайцы надвтулочную РЛС?? Ну канечно ДА!!!

    В итоге китайский вертолёт будет нечnо усреднённое между Ми-28, Ан-64, ЕСС-665, А-129, Ан-1W. Ну и с цчётом поправки на массу
  10. Comentariul a fost eliminat.

„Sectorul de dreapta” (interzis în Rusia), „Armata insurgenților ucraineni” (UPA) (interzis în Rusia), ISIS (interzis în Rusia), „Jabhat Fatah al-Sham” fost „Jabhat al-Nusra” (interzis în Rusia) , Talibani (interzis în Rusia), Al-Qaeda (interzis în Rusia), Fundația Anticorupție (interzisă în Rusia), Sediul Navalny (interzis în Rusia), Facebook (interzis în Rusia), Instagram (interzis în Rusia), Meta (interzisă în Rusia), Divizia Mizantropică (interzisă în Rusia), Azov (interzisă în Rusia), Frații Musulmani (interzisă în Rusia), Aum Shinrikyo (interzisă în Rusia), AUE (interzisă în Rusia), UNA-UNSO (interzisă în Rusia), Mejlis al poporului tătar din Crimeea (interzis în Rusia), Legiunea „Libertatea Rusiei” (formație armată, recunoscută ca terorist în Federația Rusă și interzisă), Kirill Budanov (inclus pe lista Rosfin de monitorizare a teroriștilor și extremiștilor)

„Organizații non-profit, asociații publice neînregistrate sau persoane fizice care îndeplinesc funcțiile de agent străin”, precum și instituțiile media care îndeplinesc funcțiile de agent străin: „Medusa”; „Vocea Americii”; „Realitate”; "Timp prezent"; „Radio Freedom”; Ponomarev Lev; Ponomarev Ilya; Savitskaya; Markelov; Kamalyagin; Apakhonchich; Makarevici; Dud; Gordon; Jdanov; Medvedev; Fedorov; Mihail Kasyanov; "Bufniţă"; „Alianța Medicilor”; „RKK” „Levada Center”; "Memorial"; "Voce"; „Persoană și drept”; "Ploaie"; „Mediazone”; „Deutsche Welle”; QMS „Nodul Caucazian”; „Insider”; „Ziar nou”