Ледокол против крейсера

26


Утром 24 августа 1942 года ледокольный пароход «А. Сибиряков» покинул порт в поселке Диксон на одноименном острове. Это в северо-восточной части Енисейского залива Карского моря – там, где Енисейская губа входит в Ледовитый океан. «Сибиряков» должен был доставить снаряжение, продовольствие, топливо, срубы для двух домов, комплект радиостанции, высадить четверых полярников на мыс Оловянный и сменить людей на станции острова Домашний.



На вторые сутки плавания ледокол находился в районе северо-западнее архипелага Норденшельда (если посмотрите на подробную карту Арктики или Северной Сибири, найдете его западнее знаменитого мыса Челюскин, венчающего северную оконечность Таймыра). 25 августа 1942 года, 11 часов 47 минут. Карское море, район острова Белуха. Сквозь туманную дымку наблюдатели с ледокола увидели неизвестный военный корабль. С него замигал носовой прожектор: «Кто вы? Куда следуете? Подойдите ближе!». И снова требование: «Сообщите состояние льда в проливе Вилькицкого, где сейчас караван транспортов и ледоколов». Затем с неизвестного корабля приказали прекратить работу судовой рации и спустить флаг.

«Сибиряков» не подчинился приказу. Радист Анатолий Шаршавин открытым текстом послал на Диксон сообщение о появлении вражеского – в этом уже не было сомнения – военного корабля большого водоизмещения. Это был германский линкор «Адмирал Шеер».

В войну сводки с самого северного ее фланга звучали нечасто. Между тем Заполярье, Арктика и Севморпуть имели тогда огромное значение. Особая ответственность ложилась на моряков Северного flota, командование которым еще до войны, в августе 1940 года принял 35-летний контр-адмирал Арсений Головко. А флот этот и зона его боевой ответственности особенные. Ее протяженность с востока на запад – около четырех тысяч морских миль. Условия тяжелейшие: сложная ледовая и гидрометеорологическая обстановка, под сполохами северного сияния – огромные необжитые пространства. Плюс полугодовая полярная ночь...

Флот выполнял важнейшие задачи по нарушению морских коммуникаций противника, содействию сухопутным войскам и защите наших морских и особенно арктических путей. Когда уже в первый год войны начал действовать океанский маршрут поставок вооружений по ленд-лизу, стратегическая значимость Северного флота и театра военных действий в Заполярье возросли.

«Вундерланд» без чудес

Этого не могло не понимать и гитлеровское командование. В 1942 году оно разработало специальную операцию с целью сорвать движение по стратегической океанской трассе и покончить с жизненно важными для фронта и советского тыла перевозками в Арктике. «Вундерланд» («Страна чудес») – такое кодовое наименование получила операция, намеченная на август 1942-го. Месяц был избран не случайно: в это время на большей части северных морей лед, растопленный водами могучих сибирских рек, сходит почти на нет.

Planul Operațiunii Wunderland prevedea că șapte submarine, distrugătoare și aviaţie. Cu toate acestea, misiunea lor a fost mai mult o distragere a atenției. Rolul principal, izbitor în „Țara Minunilor” a fost atribuit două nave de luptă - „Amiral Scheer” și „Luttsov”. Trei dintre cele șapte bărci urmau să mențină contactul direct cu navele de luptă, să efectueze recunoașteri pe gheață pentru ele și să atragă forțele Flotei de Nord în apele de pe vârful sudic al Novaiei Zemlia. Alte patru submarine au primit ordin să acopere Scheer și Lutzow dinspre vest.

Почему с запада? Подразумевалось прикрытие от советских боевых кораблей в случае их выхода на перехват. А они пошли бы от Кольского полуострова, то есть с запада. Эсминцам отводилась скромная роль охраны линкоров при переходе через зону активной деятельности кораблей Северного флота и англо-американских союзников.

«Адмирал Шеер», построенный в 1939 году, входил в серию германских кораблей, известных как «карманные линкоры». Откуда такое странное название? По Версальскому договору (1919 год), зафиксировавшему поражение Германии в Первой мировой войне, на нее были наложены жесткие ограничения на строительство новых боевых кораблей. В частности, запрещалось иметь в составе ВМФ корабли водоизмещением свыше десяти тысяч тонн и с орудиями калибром более 280 миллиметров. Но немецкие конструкторы сумели обойти ограничения, разработав проекты, имевшие артиллерийское вооружение мощнее, чем у крейсера, и скорость, как у линкоров. Отсюда и название. По сути «Адмирал Шеер» (как и однотипный «Лютцов») – тяжелый крейсер. Германия планировала использовать их в качестве рейдеров (военно-морcкой термин от английского raid – набег), то есть кораблей, которые могут вести самостоятельные боевые действия против торговых судов на дальних коммуникациях. «Шеер» имел полное водоизмещение 13 700 тонн. Экипаж – 926 человек. Скорость – 26 узлов. Толщина брони – от 76 до 178 миллиметров. Вооружение: шесть артиллерийских орудий калибра 280, 8–150 миллиметров, шесть зенитных 105-мм, восемь 47-мм и восемь торпедных аппаратов.

«Адмиралом Шеером» в то время командовал морской волк, бывший подводник, участник Первой мировой войны 45-летний капитан-цур-зее (1-го ранга) Вильгельм Меендсен-Болькен. Он принял крейсер под свое начало в июне 1941-го, когда Германия напала на СССР. Но ранее, с началом Второй мировой «Шеер» уже «прославился» нападениями на корабли торгового флота. За 161 день морской охоты – от Арктики до Антарктики он прошел 46 тысяч морских миль, потопив 19 судов общим водоизмещением 137 тысяч тонн. Гитлер благоволил предшественнику Меендсен-Болькена на капитанском мостике Теодору Кранке. Присвоил ему адмиральское звание и назначил представителем главкома ВМФ в своей ставке.

Операцию «Вундерланд» «Шеер» начал в одиночку – «Лютцов» был поврежден и поставлен в ремонт. 6 августа 1942 года крейсер скрытно покинул военно-морскую базу в Скоменфьорде (Северная Норвегия). Операция готовилась в глубокой тайне. Только 16 августа команде зачитали приказ Меендсен-Болькена: «Наша задача – нападение на суда противника в Карском море, главный объект нападения – конвои, особенно идущие с востока. Вопрос об обстреле наземных пунктов командир будет решать на месте».

Медленно продвигаясь на восток вдоль кромки льдов, 20 августа 1942 года крейсер встретился с немецкой субмариной U-251. Но ее командир о движении советских конвоев ничего определенного сообщить не мог. Меендсен-Болькен принимает решение идти на юг. С палубы корабля на разведку поднялся гидросамолет «Арадо» Ar 196. В воздух он запускался с помощью катапульты, а садился на воду.
Хмурый световой день уже был на исходе, когда пилоты сообщили: обнаружен конвой из девяти судов. Линкор пошел наперерез конвою и занял удобную для атаки позицию. Все 28 орудий и 8 торпедных аппаратов «Адмирала Шеера» по первому сигналу готовы были открыть огонь. Ведь противостоять такой смертоносной огневой мощи в то время ни одна наша боевая единица в регионе не могла: подобного класса кораблей у советского Северного флота не было. Казалось, караван обречен. Но время шло, а судов не видно. Хотя данные радиоперехвата говорили о том, что они где-то рядом.

На другой день утром гидросамолет вновь вылетел на разведку. Но… караван как в воду канул. Дело в том, что цепочка судов двигалась не на запад, а на восток. То есть не приближалась к немецкому крейсеру, а уходила от него.

22 августа от командования из Норвегии было получено сообщение о другом конвое из 19 судов и четырех ледоколов, идущем на запад. А 23 августа бортовой самолет-разведчик «Арадо» Ar 196 обнаружил 10 судов, стоявших на якоре.

Но капитан-цур-зее Меендсен-Болькен опасался, что изменится ветер и крейсер будет заперт льдами. К тому же существовала угроза обстрела советскими судами, так как каждый транспорт худо-бедно, но был вооружен двумя пушками и пулеметами. Меендсен-Болькен то и дело отдавал команды на смену курса. Началась подвижка льдов, а 25 августа потерпел аварию самолет-разведчик, оставив тем самым крейсер «без зрения». Дело в том, что по штату на борту должно было быть два таких самолета, а в поход по каким-то причинам взяли один. Это послужило поводом взять курс на юг, в воды, свободные ото льда.
Флаг не спустили

По команде капитана ледокола старшего лейтенанта Анатолия Качаравы экипаж приготовился к бою. Командир обратился к подчиненным с краткой речью: «Товарищи! Корабль поднял фашистский флаг. Сейчас начнется бой. Покажем, что значит доблесть советских людей. Умрем, но не сдадимся!». Начался неравный бой. Неравный – даже не то слово. Как могли две сорокапятки, две 76-мм пушки и несколько зенитных пулеметов «Сибирякова» противостоять мощнейшему вооружению тяжелого крейсера?! Да и скорость составляла всего восемь с половиной узлов, а броневой зашиты не было вовсе.

Снаряды с ледокола, достигшие «Шеера», не могли пробить его броню. Но когда «Сибиряков» поставил дымовую завесу и открыл огонь по немецкому крейсеру, сквозь клочья дыма моряки увидели, что вражеская палуба вмиг опустела. И откуда только у немцев, доселе с ухмылками фотографировавших свою очередную жертву, взялась такая прыть!

Ошеломленный капитан-цур-зее Меендсен-Болькен приказал не медлить с уничтожением русского ледокола. Как посмела эта «посудина» противостоять одному из лучших кораблей кригсмарине! Первый снаряд с «Шеера» срезал мачту «Сибирякова». Главстаршина Михаил Сараев под шквальным огнем соединил части перебитой антенны и тем самым дал возможность работать основному передатчику. Второй залп с «Шеера» пришелся на корму корабля и вывел из строя оба кормовых орудия. Артиллеристы частично погибли или получили тяжелые ранения.

Все, кто был на борту, проявили мужество в беспримерном поединке с врагом. Самоотверженно помогала раненым врач Валентина Черноус. Когда разрывом снаряда сорвало советский флаг, над горящим ледоколом его снова поднял матрос Александр Новиков. До последнего сокрушительного удара радист Анатолий Шаршавин оставался на своем посту в радиорубке. С гибнущего «Сибирякова» он послал в эфир последнюю радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте». Это было 25 августа в 14 часов 5 минут. Ледокол потерял ход, орудия германского крейсера безжалостно и методично добивали его. Поразительно: «Сибиряков» уже был на краю гибели, но одна из пушек продолжала вести огонь! По приказу капитана шифровальщик Михаил Кузнецов уничтожил все секретные документы, лишив немцев шанса заполучить позарез нужные им сведения о ледовой обстановке в Карском море.

Старший механик Николай Бочурко выполнил последний приказ капитана – открыл кингстоны. Сам же Анатолий Качарава был тяжело ранен. Командование взял на себя его помощник по политчасти Зелик Элимелах – комиссар, как называли его. Он приказал всем остававшимся на тот момент на борту покинуть корабль. Подобно легендарному «Варягу» «Сибиряков» флаг перед врагом не спустил. Около 15.00 море поглотило корабль. А комиссар остался у флагштока…

Сегодня все корабли, идущие по Севморпути в районе острова Белуха, в память об этом подвиге северного «Варяга» и его экипажа в неравном бою дают долгий гудок и приспускают флаг.

Робинзон с медалью Нахимова


Нельзя не сказать о судьбе моряков ледокола. Значительная часть экипажа и пассажиров погибли от снарядов и ожогов еще до того, как ледокол скрылся в морской пучине. Тех, кто поодиночке боролся за свою жизнь в ледяной воде и отказался подняться на спущенный с немецкого крейсера катер, «сверхчеловеки» с «Шеера» расстреливали. Кочегар Николай Матвеев во время пленения своих товарищей метнул в немецкого матроса топор. В ответ – автоматная очередь.

Шлюпку с 18 ранеными и обожженными катер отбуксировал к борту «Шеера». Длительные допросы ничего немцам не дали. Оставшиеся в живых моряки с «Сибирякова» были брошены за колючую проволоку.

Из 104 человек, находившихся на борту ледокола в его последнем рейсе, лишь 14 дожили по Победы. Поразительна судьба машиниста Павла Вавилова. Ему удалось избежать гибели и плена. В ледяной воде он ухватился за кромку борта полуразбитой шлюпки и с большим трудом добрался до необитаемого скалистого острова Белуха. Более месяца продолжалась его вынужденная «зимовка» на острове. Питался Вавилов отрубями, небольшой запас которых оказался на шлюпке. Она и обломки, выброшенные с затонувшего корабля на берег, пошли в костер… В костер, спасительный во всех смыслах: его неровное пламя увидел с воздуха известный полярный летчик Герой Советского Союза Иван Черевичный. Он и вывез Вавилова на Большую землю. За мужество и стойкость моряк с «Сибирякова» был удостоен довольно редкой награды – медали Нахимова. А в августе 1960 года в составе большой группы работников Министерства морского флота Павел Иванович Вавилов был вновь награжден. И еще как! Он стал Героем Социалистического Труда.

Ajutor „VPK”

В годы войны по внутренним морским путям корабли флота провели 1548 конвоев, включавших 2951 транспорт. В северные порты СССР и в обратном направлении в составе 76 союзных конвоев последовало свыше 1400 английских, американских и советских транспортов. Врагу удалось потопить всего 16 наших судов. Североморцы уничтожили 413 транспортов общим дедвейтом более миллиона тонн, множество боевых кораблей и вспомогательных судов противника.
26 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +7
    16 septembrie 2017 07:20
    [B]
    Сегодня все корабли, идущие по Севморпути в районе острова Белуха, в память об этом подвиге северного «Варяга» и его экипажа в неравном бою дают долгий гудок и приспускают флаг.[
    /b]..В 1965 году координаты места боя и гибели ледокольного парохода "Александр Сибиряков" объявлены местом боевой славы.В честь команды ледокола пролив в Карском море к северу от острова Диксон назван проливом Сибиряковцев. Имя судна носит банка в Баренцевом море у Новой Земли и гора в Антарктиде на Земле Эндерби. Ряд островов в районе Диксона назван в честь членов экипажа ледокола - острова.На острове Элимелаха (б.остров Белуха) в память о подвиге корабля установлен маяк .В детстве потрясла книга Сказание о "Сибирякове".В это книге были фото немецких моряков "Адмирала Шеера" они фотографировали эвакуацию и погружение "Александра Сибирякова".
    1. +3
      16 septembrie 2017 13:10
      Как посмела эта «посудина» противостоять одному из лучших кораблей кригсмарине
      Ну так скажем, что ВМФ Германии славился далеко не надводными силами, и как то подводными, ни одной победы (и даже в данном повествовании я зафиксировать не могу)так что данное подразделени флота германии хоть и позиционировалось как ВМФ обязано лишь подводным лодкам А сами ВМФ как то птерялисььь..
  2. +5
    16 septembrie 2017 07:58
    Ледокольный пароход "Сибиряков".
    1. +3
      16 septembrie 2017 22:49
      А вот его противник:

      Козырной картой новых кораблей являлся их главный калибр — 283-мм[10] орудия SK C/28. Разработанные заново, они не имели себе равных среди вооружения кораблей сопоставимого водоизмещения. Длина ствола составляла 52,35 калибра, начальная скорость снаряда 910 м/с, но живучесть была вполне приемлемой. Использовалось три типа снарядов, все весом 300 кг:
      Бронебойный, содержавший 7,84 кг ВВ (2,6 % от массы снаряда);
      Полубронебойный[11] — 16,94 кг (5,65 %);
      Фугасный — 23,3 кг (7,8 %).
      Главный калибр «Дойчланда»
      Подобное сочетание боеприпасов позволяло эффективно обстреливать самые разнообразные цели. Дальность стрельбы при максимальном угле возвышения 40° достигала 36 475 метров. Боекомплект колебался от 105 до 120 снарядов на орудие. Система заряжания при фиксированном угле 2° позволяла делать до трёх выстрелов в минуту на ствол, практическая скорострельность не превышала двух. Такие характеристики обеспечивали уверенное поражение всех среднебронированных кораблей и даже самые защищённые тяжёлые крейсера были уязвимы на любой дистанции.
      Вспомогательный 150-мм калибр был также специально разработан для этих кораблей. Снаряды весом 45,3 кг выпускались со скоростью 875 м/с. Теоретическая скорострельность — 10 в/мин, практическая — 5-7. Сами орудия устанавливались вдоль борта на штыревых станках и прикрывались лишь щитами. Само наличие промежуточного калибра является одной из наиболее критикуемых сторон проекта, но немцы полагали его необходимым, будучи уверенными в слабости калибра 120—127-мм против атакующих эсминцев.
      Тяжёлая зенитная батарея выглядела слабо даже на «Адмирале графе Шпее» с его 105-мм спарками. Лёгкая зенитная артиллерия была недостаточной, хотя её и усилили в ходе войны. 20-мм автоматам не хватало поражающей мощи, а 37-мм автоматам — скорострельности. Главным же пороком лёгкой зенитной батареи была примитивная система управления огнём, когда выбор приоритетных воздушных целей отдавался на откуп расчётам орудий.
  3. +5
    16 septembrie 2017 08:17
    Банальщину скажу: какие всё-таки разные судьбы у кораблей.
    С одной стороны фрегат "Рафаил", броненосцы "Николай", "Апраксин", "Сенявин", построенные для боя, но боя не принявшие.
    А с другой - вот этот скромный трудяга, покрывший себя настоящей моряцкой славой...
    1. +2
      16 septembrie 2017 10:50
      Ну броненосцы хоть подрались и на момент позорной сдачи были почти без боеприпасов а в бою успели пощипать японцев особенно Николай. А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам
      1. +1
        16 septembrie 2017 13:48
        Citat din Ken71
        успели пощипать японцев особенно Николай


        Здесь прежде всего заслуга экипажа , и снаряжение снарядов, которые применялись к орудиям установленным на этом корабле.
      2. +1
        17 septembrie 2017 13:37
        Citat din Ken71
        А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам

        Это вопрос политический - тут не трусость, а скорее явное нежелание воевать за такого союзника, как Наполеон!
      3. +1
        20 septembrie 2017 00:56
        Citat din Ken71
        А как вам Сенявин сдавший свою эскадру НА ХРАНЕНИЕ англичанам


        Сенявин - выдающийся российский военно-морской командир, вполне заслуживающий второго места после Федора Ушакова. Его действия против французов и турок во время Второй Архипелагской экспедиции в Адриатике в 1805-07 гг. - хрестоматийный пример "полномасштабной заморской экспедиции" Российского императорского флота - сочетание эффективных действий флота/десантных сил и дипломатических маневров (союз с черногорцами и бокельцами).
        Честь и хвала ему, что в условиях Тильзитского мира в тяжелейших военно-политических условиях "вытащил" свою эскадру домой - через Лиссабон, Портсмут. По конвенции с англичанами от 23 авг.1808 г. никакой сдачи эскадры "на хранение" не было, русские экипажи оставались на кораблях и несли службу согласно уставу. Это был классический пример интернирования, а не плена: для человека, знакомого с законами и обычаями войны разница очевидна! При условии, что Россия и Англия в то время официально находились в состоянии вынужденной войны (под давлением Наполеона на Россию после Аустерлица и Тильзита), Сенявин сделал все возможное и сохранил свою эскадру как боевую единицу для России. И для войны с врагом, представлявшим реальную угрозу - Наполеоном.
  4. +5
    16 septembrie 2017 10:43
    С этим карманным линкором связана ещё одна подобная история . 5 ноября 1940 при сопровождении атлантического конвоя HX-84 переделанный в вспомогательный крейсер лайнер Джервис-Бей принял неравный бой защищая конвой и был потоплен. Благодаря решительным действиям «Джервис-Бэя» из 37 кораблей конвоя спаслись 32.
    1. +4
      16 septembrie 2017 11:52
      Как бы к англичанам не относились , но на море те дрались знатно.
    2. +2
      16 septembrie 2017 18:49
      Есть всё же разница в кораблях!
      «Джервис-Бэй» (HMS Jervis Bay) — британский океанский лайнер, с началом Второй мировой войны переоборудованный во вспомогательный крейсер.
      С началом войны в 1939 был конфискован военно-морским флотом, спешно вооружен устаревшими 6-дюймовыми орудиями образца 1895 и назначен в охранение атлантических конвоев.
      Устаревшими, но 6-дюймовыми в количестве 7 штук!!!
      У экипажа «Александра Сибирякова» было иное соотношение в огневой мощности по сравнению с британским кораблём!
      «Александр Сибиряков» в августе 1941 года вошёл в состав ледокольного отряда Беломорской военной флотилии под названием ЛД-6 («Лёд-6»). На корабле было установлено вооружение: два 76-мм орудия (корма), два 45-мм орудия (бак), два 20-мм зенитных автомата «Эрликон».
      1. +1
        16 septembrie 2017 21:35
        Какая разница. Ни тот ни другой не имели шансов. Правда Джервис-Бей мог уйти избежав боя а Сибиряков нет но и тот и другой выполнили свой долг не имея и призрачного шанса на победу.
        1. +1
          16 septembrie 2017 21:49
          Разница в том, что хоть и старые, но 6-дюймовые снаряды британца могли нанести повреждения "Шееру"!
          Не рискнул же капитан БОЛЬХЕН высаживать десант на ДИКСОНЕ после нескольких всплесков от 152мм снарядов 2-х старых полевых гаубиц бывших на острове!!!
          А вот советские снаряды 3-дюймовок и "сорокопяток" "СИБИРЯКОВА" могли токо краску поцарапать германскому рейдёру!
          И к тому же не думаю, что британских моряков расстреливали, когда они пытались эвакуироваться с тонущего корабля.
          1. 0
            22 septembrie 2017 22:22
            Зря не думаете. Думать полезно. Большинство моряков с Джервис-Бей погибли включая капитана меньшинство спас нейтральный пароход . Советский капитан сдался. Вреда старые шестидюймовки принести не могли. Максимум рейдеру или эсминцу.
            1. +1
              22 septembrie 2017 22:27
              Сдался или БЫЛ ВЗЯТ В ПЛЕН РАНЕНЫМ?
              "В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблём.
              Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов и шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качарава, радиста Шаршавина, руководителя планируемой полярной станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки «Адмирала Шеера» фотографировали эвакуацию и погружение «Александра Сибирякова»."
  5. +1
    16 septembrie 2017 11:50
    Пардонирую, но Лютцов никак не карманный линкор , 203 мм калибр не линкорный .
    1. +6
      16 septembrie 2017 13:36
      Вы путаете тяжелый крейсер "Лютцов", и "карманный линкор "Лютцов".
      ТК "Лютцов" заложили, не достроили и продали в СССР под именем "Петропавловск". Тот был с 203 мм. В серии были еще "Адмирал Хиппер", "Блюхер", "Принц Ойген" и "Зейдлиц".
      А здесь речь идет о бывшем "Дейчланде", переименованным в "Лютцов". Этот с 280 мм. В серии еще были "Адмирал Шеер", "Амирал граф Шпее". Где-то читал, что Гитлер сам распорядился о переименовании "Дейчланда" в "Лютцов", так как не хотел, чтобы однажды ему "доложили, что Германия пошла ко дну".
  6. +3
    16 septembrie 2017 11:58
    Но морякам Сибирякова огромное уважение , на гражданском судне ю да против тяжелого крейсера (причем Сибиряков то и не был рейдером или вспомогательным крейсером. ) это завидное упорство и смелость.
  7. +2
    16 septembrie 2017 18:40
    ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД» Повесть
    ОПЕРАЦИЯ «ВУНДЕРЛАНД»
    Poveste

    СЛАВНЫМ МОРЯКАМ — СЕВЕРОМОРЦАМ ПОСВЯЩАЮ

    …Причиной провала «Операции «Вундерланд» явилась не сложная ледовая обстановка, как это пытаются изобразить фальсификаторы войны на Севере, а героический отпор, полученный фашистским крейсером в наших водах. Бесстрашный экипаж ледокольного парохода «А. Сибиряков», повторивший подвиг русского крейсера «Варяг», комендоры СКР-17 «Дежнева», пароходов «Революционер» и «Кара», моряки-артиллеристы береговой обороны, народное ополчение служащих порта и жители острова Диксон заставили «Адмирал Шеер» покинуть советские воды и, по сути ничего не добившись, вернуться в Нарвик.

    Повесть Е. Баренбойма «Операция „Вундерланд“», написанная исторически достоверно, воскрешает в памяти те героические дни.

    Н. А. Торик, вице-адмирал в отставке — начальник, политического управления Северного флота в 1940—1945 гг.
    (Из отзыва о повести)
  8. Alf
    0
    16 septembrie 2017 22:13
    В частности, запрещалось иметь в составе ВМФ корабли водоизмещением свыше десяти тысяч тонн и с орудиями калибром более 280 миллиметров. Но немецкие конструкторы сумели обойти ограничения, разработав проекты, имевшие артиллерийское вооружение мощнее, чем у крейсера, и скорость, как у линкоров.

    В чем именно немцы смогли обойти ограничения, если водоизмещение Дойчланда 14300 тонн ?
    1. +2
      16 septembrie 2017 23:04
      Основной задачей, стоящей перед конструкторами, было создать мощный боевой корабль, не противоречащий условиям Версальского договора. В частности, водоизмещение корабля не должно было превышать 10 тыс. тонн.
      Водоизмещение "Адмирала Шеера"
      стандартное — 11 550 т,
      полное— 15 180 т
      В официальных же источниках вес был указан, как не нарушаюший Версальского договора.
      Все ТИПА ВЕРИЛИ... hi
  9. +3
    16 septembrie 2017 22:40
    "Сибирякова" называли полярным "Варягом". С Александром Матросовым сравнил "Сибирякова" командующий Северным флотом в 1940-46 годах Арсений Головко. Известный швейцарский военно-морской историк Юрг Майстер писал со ссылкой на германские архивные материалы, что офицерам рейдера так и не удалось ничего добиться от пленных с "Сибирякова" , хотя среди них оказались командир, инженер и метеоролог, владевшие ценной информацией, в том числе и о ледовой обстановке в проливе.
  10. 0
    20 septembrie 2017 11:31
    Ce cuirasat?
    Сами немцы изначально классифицировали его как броненосец (panzershiff), потом пере классифицировали в тяжелый крейсер.
  11. 0
    15 septembrie 2020 04:01
    O sa adaug ceva.
    Tatăl meu Zhitetsky Sergey Feofanovich (născut în 1912) a fost recrutat în flotă pentru mobilizare și trimis la flotila militară a Mării Albe. De profesie, este operator radio, a absolvit un marinar. Vorbea germană ca nativ, precum și engleza și alte limbi, legendarul Petrishula a dat limbi, iar mama sa a fost Smolyanka, absolvită în 1906.
    După ce a navigat, tatăl meu a luat o diplomă riscantă gratuită și s-a grăbit la Murmansk. Nu cunoștea pe nimeni acolo, doar câțiva dintre prietenii lui și-au aranjat cariera în acest fel.Tatăl a avut noroc - l-a cunoscut pe un prieten al lui Skachevsky Igor Valentinovich (în familia noastră Skach, un dandy de mare și un adevărat căpitan era renumit pentru că stătea în picioare în spatele lui Lanovoy, la mulți ani după război, bineînțeles, și a condus o goeletă cu pânze stacojii, probabil tovarăș, unde a servit ca prim-polit.Era faimos și pentru declarația sa despre nava cu pânze transformată într-un restaurant Kronverk, fiecare cand a trecut pe langa a scuipat si a zis, au facut o taverna din corabie).
    Skach a aranjat ca tatăl său să petreacă noaptea în cabina lui de pe navă, unde a fost primul oficial, iar dimineața a aranjat pentru tatăl său pe nava Yukagir. Operator radio. Angajarea era simplă, în Murmansk era o tavernă lângă port, ei o numeau Shalmanka, pe numele ofițerului de personal Shalman. Ofițerul de personal și-a înființat acolo un birou și în timp ce bea bere îi îndruma pe toți către nave.și-a amintit de locurile vacante și salariile, parametrii navelor, căpitani și mulți solicitanți.a scris cu cretă pe spatele reclamantului numărul de dana la care acosta nava și mașina transporta corpurile insensibile la locurile de muncă. Așa și-a început tatăl meu munca la radio. În 30, tatăl meu a fost transferat de urgență la sfârșitul lunii decembrie la spărgătorul de gheață Joseph Stalin, cel mai bun la acea vreme. Ca o întărire a grupului de radiooperatori, se pare că au fost trei, ceea ce este logic (ceasuri timp de 1939 ore).Iosif Stalin a ieşit să-l salveze pe Georgy Sedov sub conducerea lui I.D.Papanin, având un bazin de jurnalişti şi chiar cameraman Carmen la bord. Pe 8 ianuarie au fost luați la bord sedoviții, care au rămas, în frunte cu Badigin Konstantin, au continuat să plece în derivă. Tatăl a fost trimis pe nava Semyon Dezhnev. Echipajele salvatorilor și cei salvați au fost împodobiți cu premii, s-a revărsat o ploaie de aur - Papanin a primit a 13-a stea a Eroului, Badigin și colegii săi au primit eroi în mod colectiv, și restul au primit-o. diferite organe.
    În 1943, tatăl său a fost trimis în Novaia Zemlya pentru a organiza și comanda sectorul Novaya Zemlya al serviciului SNIS (serviciu de supraveghere și comunicații). Tyko Vylka (Ilya Konstantinovich) a oferit un mare ajutor, a oferit mushers pentru echipe, adesea fratele său a fost un musher. Tatăl meu a fost uimit de capacitatea uimitoare a neneților de a naviga în tundra, mai exact în semi-deșertul arctic (până în strâmtoarea Matshar) și deasupra deșertului arctic. Ca un nou pământean cu o experiență modestă de 7 ani, pot spune că este dificil să navighezi în NZ. Am călcat adesea pe jos pe lacul Pomorskoe, malurile sunt joase și abrupte, 30-40 de metri, tăiate de skerries.Toți par la fel. Un ajutor a fost oferit de repere moderne, poziții false de apărare aeriană, niște semne.Mi se pare că este posibil să navighezi în timpul unei furtuni de zăpadă chiar și cel mai ușor - a treia variantă (prima este doar groază) doar cu instrumente. În noaptea polară, totul este agravat de absența oricăror repere. Pur și simplu nu sunt vizibile.A fost suficient să te deplasezi la câțiva kilometri de Belushka și luminile au dispărut, era noapte de jur împrejur.
    Tatăl a călătorit 5500 de km cu săniile de-a lungul coastei NZ, adunând puncte pentru SNIS. Au luat alimente congelate, adesea Fedorov Nikolai Vasilyevich i-a devenit partener. Au așezat un cort, au aprins o sobă primus sau o sobă cu kerosen și au încălzit supa pe foc sub vântul urlator. După ce s-a încălzit cantitatea necesară, restul de țagle de gheață a fost pur și simplu scos din vas, după ce a mâncat-o a fost introdus din nou până la următoarea oprire.Un băţ îngheţat în centrul cilindrului de gheaţă a servit drept mâner. Neneții au determinat direcția cu precizie, datorită memoriei și aptitudinilor lor.Mușherul putea simți pur și simplu sastrugii în zăpadă și indica direcția exactă. Într-un mod de neînțeles, au memorat în ce loc, iarna, unde erau îndreptate crestele zastrugurilor și de la ei au înțeles în ce grad trebuie să-și schimbe cursul. Vylka și-a numit tatăl Mayakovsky pentru asemănarea lui exterioară. Pe lângă dificultățile naturale, submarinele germane reprezentau și un pericol. Se ridicau deseori pentru reparatii, reincarca bateriile, pentru a reface stocul de alimente in golfuri mici.Au fost descoperiti de neneti si pescarii rusi, raportati la sediu, acolo erau chemate aviatia sau ambarcatiuni. Adesea, germanii pur și simplu au dat foc unei tabere, unei case, a tot ceea ce ar putea arde sau au împușcat puncte și posturi de observație din mitraliere și tunuri.
    drumurile prietenilor din Murmansk se încrucișau uneori dar virtual. Un prieten din cercul de cunoștințe Gevork Tonunts, mai târziu celebrul actor de film (Kamo), prin voința sorții a ajuns pe Dejnev, din care la începutul războiului tatăl său a fost recrutat în flotila militară a Mării Albe. Tonunts a participat la bătălia de lângă Dixon.
    Drept urmare, sarcinile stabilite au fost rezolvate în cel mai scurt timp posibil - a apărut o comunicare fiabilă, schimbul regulat de rapoarte privind situația gheții, notificarea tuturor modificărilor a început să sosească în timp util și regulat. Martorii oculari, crezi sau nu, sunt încă în viață (Veniamin Popov și alte câteva persoane). Mi-a povestit câteva amănunte ale lucrării.Până acum, din anii săi de băiețel, își amintește cum stâncile erau dăltuite la 4 m adâncime cu mâna cu rangă și târâi, în scurta vară arctică, când pământul nu se dezgheță și zace zăpada veșnică. pe dealuri. Aceste gropi au fost apoi betonate și au servit drept suport pentru stâlpii antenei, ceea ce a oferit de fapt o recepție mai sigură. Vânturile pe NZ sunt asemănătoare uraganelor, de multe ori, în 7 ani a trebuit să pun o cană de antenă satelit de 12m diametru, la zenit ca un pahar, de două ori în timpul șederii mele acolo.
    În 1941, în noiembrie, mama a născut o fiică, sora mea (bătrâna este în viață), iar de îndată ce copilul a devenit mai puternic, s-a repezit la tatăl ei.Cum a ajuns acolo, îmi pot imagina doar din poveștile mamei și surorii mele. Povestea este aceasta, în timpul războiului, I.D. Papanin a fost numit șef al NSR (Ruta Mării Nordului), întâmplător în Arkhara, mama lui l-a văzut părăsind Emka, și s-a repezit la el, să-l ajute să ajungă la soțul ei. Papanin a fost un unchi simplu, și-a amintit bine de tatăl său - o radiogramă despre 2 stele ale eroului i-a fost înmânată de tatăl său. Ei bine, erau doar trei operatori radio și toată conducerea și presa îi cunoșteau. Papanin a scris o notă pe capota flotilei Mării Albe cu o cerere de a trimite un cetățean la locul de muncă. Apoi a fost o poveste de pătrundere pe calea ferată la locul de colectare a pasagerilor și a mărfurilor, pentru a fi trimise în NZ. Cu o zi înainte (nu-mi amintesc exact), nemții au scufundat o rulotă civilă cu Marina Raskova, au scufundat toate navele care au încercat să ridice înecul din apă.Ordinul era să nu se oprească. Mamei i s-a permis să meargă în NZ, dar nu s-a vorbit nimic despre copil. apoi marinarii s-au îndepărtat de punctul de control al bazei și au aruncat pur și simplu tatălui lor un mănunchi cu o soră peste un spin.. Trăiau în pirogă. Era un purtător de apă cu un cal. Din transporturile ejectate ale convoiului PQ-17 au luat făină și mâncare înmuiată pe exterior. Vara, culegeau pește, îl prindeau cu plase, cârligul avea până la 9 kg, mama lor se temea de ei ca de crocodili, iar tatăl ei striga că trebuie să-i omoare cu un ciocan. Vata era îndesată în fețe de pernă, care nu este suflat de vânt ca bumbacul.
    Tatăl meu nu mergea la baionetă și simțea mereu, după cum mi se pare, jenă în fața celor care luptau în tranșee.
    În perioada Novaia Zemlya, tatălui meu a primit 2 Ordine ale Steaua Roșie, apoi Steaua Patriotică, în timp de pace, probabil în total, i s-a acordat insigna Operatorului Radio Onorific al URSS și Ordinul Insigna de Onoare .Koech, adica despre el in Directorul Serviciului de Comunicatii al Flotei de Nord 1938-2018.Referatul s-a terminat.Multumesc tuturor celor care nu certati pentru confuzie, si eclectism cu digresiuni
  12. 0
    15 septembrie 2020 23:02
    После Великой Отечественной войны Анатолий Алексеевич Качарава командовал судами Главсевморпути и Мурманского морского пароходства. А с 1967 по 1979 год Качарава возглавлял Грузинское морское пароходство.