Descoperirea titanului în adâncuri și în viitor

53

ПЛА «Псков» пр. 945А с титановым корпусом. Фото Александра Меркушева.

Конец 50-х гг. был удивительным временем новых научных прорывов и технических свершений, страна, только восставшая из пепла и огромных разрушений Великой Отечественной войны, уже вырвалась в космос (опередив значительно более технологически развитые и богатые США), делала огромные успехи в aviaţie.
Ясно обозначился новый фронт военного и научно-технологического противостояния – подводный.

И для космоса, и для авиации, и для глубин крайне важным стало освоение новых конструкционных материалов, и одним из наиболее перспективных направлений работ стали титановые сплавы, имевшие отличную удельную прочность, немагнитность и высокую коррозионную стойкость.



Первым стал проект ракетной скоростной атомной подлодки 661 «Анчар», главного конструктора Н. Н. Исанина, позже смененного Н. Ф. Шульженко.

Работы по нему начались в ЦКБ-16 (позже объединенном с СПМБМ «Малахит») на основании постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР «О создании новой скоростной подводной лодки, энергетических установок новых типов и развитии научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ для подводных лодок» от 28 августа 1958 года.

В проекте «Анчар» закладывались исключительно высокие характеристики по скорости, новейший противокорабельный ракетный комплекс «Аметист» с подводным стартом ракет, новая гидроакустика (комплекс «Рубин» с большим потенциалом обнаружения), мощная двухвальная атомная энергоустановка с двумя водо-водяными реакторами.

В 1969 году при проведении Государственных испытаний при 80 % мощности реакторов лодка развила скорость 42 узла (вместо заданных 38 узлов). В 1970 году при полной мощности реакторов была достигнута рекордная (до сих пор) скорость в 44,7 узлов.
Освоение производства титановых сплавов и постройки из него сложных корабельных конструкций шло весьма непросто, однако задача была успешно решена всей цепочкой кооперации.


ПЛА К-162 пр. 661. Источник фото Wikipedia

В 1956 году на Заводе № 95 г. Верхняя Салда (будущий ВСМПО-Ависма) началось освоение технологии производства труб, профилей, штамповок и поковок из титановых сплавов. 17 февраля 1957 года выплавлен первый титановый слиток сплава ВТ 1-1. Вел плавку будущий генеральный директор ВСМПО-Ависма, «народный миллиардер» В. В. Тетюхин.

Descoperirea titanului în adâncuri și în viitor
Владислав Валентинович Тетюхин, фото ural-clinic.ru

Саму лодку строили на северодвинском «Севмаше». Заводом в самые короткие сроки все технологические проблемы освоения титановых сплавов были успешно решены (совместно с ЦНИИ «Прометей», ЦКБ-16 и ЦНИИ им. А. Н. Крылова).

Следует отметить значительную роль материала корпуса в достижении высокой подводной скорости: облегчив корпус, появилась возможность размещения энергоустановки с резко увеличенной мощностью и достижения подводного рекорда скорости.

Следующим проектом стала серия малых автоматизированных скоростных многоцелевых атомоходов с реакторами с жидкометаллическим теплоносителем проекта 705 «Лира» (разработка СКБ-142, в будущем СПМБМ «Малахит»). Идея проекта принадлежала А. Б. Петрову, главными конструкторами стали М. Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин). Такая смена «главных» по проекту во многом являлась следствием драматической povestiri создания 705 проекта (см. Proiectul „Goldfish” 705: o greșeală sau o descoperire în secolul XXI?) и крайне высоких заданных требований.

Одним из конструкторских решений, обеспечивающих достижение данных требований, являлось использование для корпуса и многих корабельных конструкций титановых сплавов. Изначально для 705 задумывалась глубина 600 метров (проект 661 – 400 метров), однако после яростных споров и тяжелых совещаний в руководстве судпрома настояли на ее ограничении до 400 м. В результате «легкий» титановый корпус пришлось «догружать» чугунным балластом.

Головную лодку строило Ленинградское адмиралтейское объединение (ЛАО), и при ее создании пришлось сполна хлебнуть всех проблем освоения титана на новом производстве. Головной заказ шел очень тяжело, flota был передан в 1971 году. С целым рядом ограничений, и через год лодка была выведена из состава ВМФ вследствие замерзания теплоносителя (сплава висмут-свинец) реактора. В последующем, после устранения выявленных недостатков, строительство серии было продолжено (еще 3 корабля на ЛАО и 3 на северодвинском «Севмаше»).


ПЛА К-373 пр. 705, источник фото war-book.ru

Следующий титановый проект стал не только «прорывом в глубину», но и стартовым для наших атомоходов 3-го поколения.

Работы по сверхглубоководной атомной подводной лодке проекта 685 «Плавник» начались в ЦКБ-18 (будущий ЦКБ МТ «Рубин») в 1966 году, главный конструктор Н. А. Климов. Несмотря на то, что технический проект был защищен в 1974 году, с появлением нового оборудования, радиоэлектроники и вооружения лодка была фактически перепроектирована (уже главным конструктором Ю. Н. Кормилициным) и заложена на «Севмаше» в 1978 году, принята ВМФ в 1984 году как К-278 «Комсомолец».

4 августа 1985 года лодка под командованием капитана 1-го ранга Ю. А. Зеленского установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения – 1 027 метров. К сожалению, уникальный корабль погиб 7 апреля 1989 года при возвращении со своей третьей боевой службы.


ПЛА К-278 «Комсомолец», пр. 685

К середине 70-х гг. в СССР сформировались 3 «подводных» конструкторских бюро: ленинградские «Рубин» (в числе проектов которого был титановый «Плавник») и «Малахит» – со «своим» 705 проектом и 661 ЦКБ-16, и горьковский (г. Нижний Новгород) «Лазурит».

Причиной освоения титана «Лазуритом» стало резкое повышение требований к перспективным многоцелевым подводным лодкам 3-го поколения, особенно по arme и скрытности (что требовало значительной части водоизмещения ПЛ и соответственно его увеличения). При этом производственная база «Лазурита», завод «Красное Сормово», имел значительные габаритные и весовые ограничения по строительству подлодок (по возможности перевода их по рекам для достройки и сдачи флоту). Выполнение новых требований флота без титана для «Лазурита» и «Красного Сормово» не представлялось возможным, новая многоцелевая атомная подлодка проекта 945 «Барракуда» могла быть только титановой.

Задача ее создания была успешно решена. При этом очень большую помощь «Лазуриту» оказал «Рубин» («Малахит», видевший в 945 проекте конкурента своим многоцелевым атомоходам, относился к титановой «барракуде» с определенной ревностью).

Всего на «Красном Сормово» были построены две «барракуды» и еще две по модернизированному проекту 945А «Кондор». Уже заложенная подлодка проекта 945АБ, которая должна была стать переходной к 4-му поколению, в связи с произошедшим в 1991 году, была утилизирована.

Здесь будет уместно подвести определенные выводы из опыта титанового кораблестроения, но при этом необходимо отметить три важных фактора.

Первое. Проект 945 оказался неподъемным по технологическим требованиям для всех «подводных» судостроительных заводов, и для серии Амурского завода «Малахитом» был разработан стальной проект 971 (в последующем продолженный в Северодвинске). И именно 971 проект стал массовой многоцелевой атомной подлодкой 3-го поколения. Стоимость титановых сплавов здесь не была определяющей: стоимость «Барракуды» была близка к стоимости «Барса» (неофициальное название проекта 971, официальное «Щука-Б») – корпус стоил чуть дороже (спецстали корпусов подлодок сами по себе очень дороги), но на «Барсе» при более дешевом корпусе был более новый и дорогой первый наш цифровой гидроакустический комплекс «Скат-3».

Второе: титановые сплавы оказались крайне важными для нового прорывного направления подводного кораблестроения так называемых «глубоководных технических средств» (атомных глубоководных станций), создание которых велось на «Малахите» в 70–80-х и последующих годах.

Третье: при создании первого проекта 4-го поколения – 957 «Кедр» сам «Лазурит» вернулся к стали, как основному материалу корпуса. Это заставило проработать уникальное техническое решение для строительства этих подлодок на заводе «Красное Сормово»: в Горьком делать отдельно носовую и кормовую часть подлодки (с учетом транспортировки по рекам), а стыковать их вместе уже в Северодвинске. Однако наиболее мудрыми представителями руководства Минсудпрома предлагалось создание «титанового» варианта проекта – 957Т, с целью сохранения технологического задела и опыта работы с титаном.

Вывод из этого не так прост, как кажется.

Да, вроде бы титан на обычных многоцелевых подлодках себя не оправдал. Да, характеристики получаются немного выше, но несколько большая цена вопроса и производственные сложности заставляют для массовых серий выбирать стальные подлодки.

Где титан, безусловно, и принципиально превосходил сталь – это глубоководные технические средства.

Однако так было справедливо только для ситуации до начала 90-х гг., появления и освоения принципиально новых средств поиска подлодок. И здесь стоит оценить мудрость руководителей СССР, настоявших на сохранении «титанового направления» – для будущего.

Из книги Н. Полмара К. Д. Мура «Подводные лодки холодной войны. Проектирование и строительство американских и советских подводных лодок» (2004, в переводе с английского Б. Ф. Drones – СПб, ОАО «СПМБМ «Малахит», 2011):

Doi ofițeri de marina sovietici experimentați și cunoscători au susținut în 1988 că recunoașterea prin satelit (spațială) avea numeroase funcții, inclusiv detectarea submarinelor” și că radarul de pe avioane și sateliți ar putea fi folosit pentru a „detecta valul submarinelor” (afirmă căpitanul 1st Rank). E. Semenov - „Cu privire la stabilitatea submarinelor în cazul unei amenințări aeriene” „Colecția marină” nr. 1 din 1988 și șeful serviciului de informații al Marinei, contraamiralul Yu. Kvyatkovsky - „Starea actuală și perspectivele pentru dezvoltarea forţelor şi mijloacelor pentru submarinele de luptă” „Gândirea militară” nr. 1, 1988).
В 1993 г. в журнале российского Генштаба «Военная мысль» (генерал-майор в отставке М. А. Борщев «О военной организации СНГ» № 3 1993 г.) было заявлено, что «всепогодные разведывательные спутники и другие виды космической поддержки будут позволять обнаруживать надводные корабли и подводные лодки в любое время дня с высокой вероятностью и обеспечивать целеуказание высокоточному оружию практически в реальном времени».

Командир ТАВКР «Киев» капитан 1-го ранга В. Звада («Морской Сборник» № 9 2021 г.):

Боевая служба 1987 г. …в Средиземном море успешно применялся нетрадиционный способ обнаружения подводной лодки с помощью навигационной станции корабля и радиолокационной станции вертолета Ка-27ПЛ. Это было очень перспективное направление противолодочной борьбы.

Т. е. появились авиационные и космические средства, способные, образно говоря, «заглянуть в глубину» и обеспечить эффективное обнаружение подлодок, действующих без учетов возможностей новых поисковых средств.

Одной из очевидных возможностей «восстановления скрытности» подлодок является их действие на увеличенных глубинах. Здесь необходимо уточнить – в большинстве случае не требуется увеличения предельных глубин погружения. Однако дело в том, что подавляющую часть времени при нахождении в море все современные подлодки действуют на относительно небольших глубинах, тонком приповерхностном слое толщиной метров 100–200. Да, большинство из них имеют возможность погрузиться глубже. Однако здесь для стальных корпусов встает крайне острая проблема усталостной прочности. Такие подлодки могут неоднократно сходить и на предельную глубину, но количество таких глубоководных погружений жестко ограничено, как и ограничено время нахождения даже на рабочей глубине (мнение, что это глубина, на которой подлодки могут быть «постоянно», было с целым рядом очень неприятных «открытий» опровергнуто еще в конце 80-х гг.).

Т. е. крайне остро встает вопрос обеспечения возможности длительного нахождения наших подлодок на увеличенных (от обычных) глубинах – для обеспечения скрытности от новых средств поиска.

Și aici carcasele din titan, cu durata de viață mult mai lungă, câștigă un avantaj decisiv față de cele din oțel.

С учетом этого фактора ни в коем случае нельзя согласиться с уже заявленным списанием «Барракуд», необходима их глубокая модернизация (как и более новых «кондоров»), в т. ч. для исследования новых условий и тактических приёмов подводной войны и противодействия противолодочным силам противника.

Подробно вопрос обнаружения подлодок был раскрыт в статье «Обнаружить подводную лодку», а значение большой глубины погружения как средства обеспечить скрытность – в статье «Плавник»/«Комсомолец» – ошибка или прорыв в XXI век».

Здесь же возникает вопрос о перспективном проекте многоцелевой подлодки 5-го поколения «Хаски». С учетом новых и резко возросших возможностей нетрадиционных средств поиска, крайне важным представляется проработка титанового варианта проекта (тем более что новое оружие позволяет компактно обеспечить высокую ударную мощь).

И здесь огромное спасибо стоит сказать всем тем, кто, несмотря на тяжелейшие 90-е годы, сумел сохранить (и развить!) у нас «титановое направление».

В будущем этот фактор станет еще более важным с учетом диверсификации и гражданского рынка. Исчерпание основных месторождений нефти и газа на суше заставит активно осваивать шельф, в т. ч. северных морей. И вот тут крайне остро встают экологические вопросы и, соответственно, проблемы коррозионной стойкости трубопроводов и арматуры. С учетом высокой стоимости специальных стальных сплавов, их уязвимости от коррозии и так и не решенных до конца вопросов надежного контроля протяженных трубопроводов и арматуры, применение титана (по которому у нас сохранились и имеются хорошие заделы) представляется перспективным и здесь.
53 comentarii
informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. +5
    23 martie 2022 04:49
    А пока массу титана до сих пор поставляем "партнёрам". И санкции-шманкции не помеха.
    1. +10
      23 martie 2022 05:54
      Полностью с Вами согласен! Санкции против санкций. Лишить " партнеров" титана,в данном случае,перенаправить освобожденные ресурсы на свои нужды!
      1. +6
        23 martie 2022 11:33
        Citat din andrewkor
        Лишить " партнеров" титана,в данном случае,перенаправить освобожденные ресурсы на свои нужды!

        Ребята, отстаете от жизни! Партнер Боинг заявил, что отказывается от сотрудничества с РФ, прекращает закупки титановых изделий в России и закрывает свой инженерный центр. Так что титана для своих нужд у нас теперь полно!
        1. 0
          23 martie 2022 13:35
          Citat din Shahor
          Так что титана для своих нужд у нас теперь полно!

          Наивность. Просто титан пойдет теперь не напрямую в Боинг, а куда-нибудь в Азию, где из него будут штамповать точно такие же изделия для Боинга.
          1. +2
            24 martie 2022 11:05
            Citat din DVB
            Просто титан пойдет теперь не напрямую в Боинг, а куда-нибудь в Азию, где из него будут штамповать точно такие же изделия для Боинга.

            А тогда к чему все эти вопли о запрете поставок титана Боингу?
            1. +1
              24 martie 2022 14:35
              Ну надо же потешить лохтурат.
  2. +5
    23 martie 2022 05:53
    Очередная интересная статья от М.Климова. Спасибо!
    1. -7
      23 martie 2022 09:22
      Citat: Amator
      Очередная интересная статья от М.Климова.

      Очередная "разорительная" статья от Климова ! Если бы "чудеса" случались , и Климова с его прожектами назначили "главным в Министерстве обороны" ещё в "советские времена";то и СССР гикнулся бы на пяток лет ранее ,и РФ обанкротилась ,не успев "пискнуть" ! Подобные "новаторства" (не только титановые подлодки...) в своё время порядком подорвали экономическое здоровье СССР; а выдержит ли подобные прожекты Климова "организм" России -под большим вопросом !
      1. -2
        23 martie 2022 12:15
        Вы на кого батон крошите, уважаемый? На целого гидромайора, крошите! Ну ка немедленно прекратили безобразничать! :)
        1. -1
          23 martie 2022 12:38
          Citat din avg avg
          Ну ка немедленно прекратили безобразничать! :)

          Простите,дяденька ! Я больше не буду ! (Этот коммент -единственный...я всё сказал... не вижу смысла что-либо добавлять...)
      2. +6
        23 martie 2022 22:50
        Ясени-М по несколько СОТЕН МИЛЛИАРДОВ за единицу Вас я смотрю не смущают
        1. -1
          26 martie 2022 10:57
          От Тимохина очередной "зубовный скрежет" по поводу М.Климова. Снова зависть...
        2. +4
          26 martie 2022 12:46
          Такие цифры за одну боевую единицу смутят любого - ценник т.н. МАПЛ "Ясень-М" как у заявленного атомного супер-эсминца "Лидер" .
          Меня другое интересует . Заявлявшийся в самом начале прошлого десятилетия проект МАПЛ "Хаски" похоже подразумевал реинкарнацию и развитие проекта "Кедр" .
          Так ли это ?
          Ведь и ВИ , и жидко-металлический реактор , и общие характеристики соответствовали именно пр. "Кедр" .
          И почему от проекта отказались ? Проблемы с ЖМ реактором ? Или лобби хозяев программы "Ясень" - предложивших дальнейшее развитие этого монстра под шифром "Лайка" ?
          А автору за статью спасибо . Оказывается радиолокационный метод обнаружения ПЛ отрабатывался и при помощи РЛС вертолёта ПЛО ... какое хорошее направление загубили ...
  3. +1
    23 martie 2022 06:53
    По поводу Лиры. На первом испытательном выходе попробовали «газ в пол» в подводном положении. На завод пришла без покрытия. Все швы и заклёпки на рубке и корпусе выглажены были заподлицо. Официальные скоростные характеристики, скорее всего, занижены. Анчар, вроде, она уделала.
    1. +2
      23 martie 2022 11:37
      Citat din: sergo1914
      Анчар, вроде, она уделала.

      Но рыб и субмарины партнера распугала в радиусе...аж не видать! Шумела очень!
  4. +5
    23 martie 2022 09:23
    Mulțumesc autorului pentru articol.
    Однако есть кое-какие сомнения по данному мнению. Сейчас уже понятно, что надводная составляющая Флота обновляется слишком медленно и в обозримом будущем будет только сокращаться. На этом фоне спасти ситуацию может только строительство максимально возможной серии МАПЛ. Эти лодки должны быть проще, меньше и существенно дешевле 885 проекта. Их нужно несколько десятков. Даже на пределе своего технологического могущества (конец 80-х) в СССР пришли к выводу о чрезмерной сложности создания титановых подлодок. Да, они обладают рядом уникальных характеристик, они лучше стальных, но они никогда не смогут стать массовым продуктом, а сейчас именно массовый нужен. Какой смысл в 2-3 уникальных атомоходах на два разделенных флота? Сейчас, в непростые для ВМФ времена, необходимо не "супероружие", а технологично освоенный проект. Некогда ранее уже рассуждали о возможном проекте МАПЛ на основе 955 проекта, уже освоенного промышленностью.
    1. 0
      23 martie 2022 18:21
      Mulțumesc autorului pentru articol.

      Согласен, присоединяюсь. Но, либо Максим слишком спешил, либо не было доступа к более убедительной аргументации. Если бы я не был сторонником "титанового флота", то он не перетянул на свою точку зрения людей с несложившимся собственным мнением по данному вопросу, и, тем более, не переубедил возможных оппонентов.
      Сейчас уже понятно, что надводная составляющая Флота обновляется слишком медленно и в обозримом будущем будет только сокращаться

      Позволю себе не согласиться уже с Вами глядя на итоги первых 20 лет нового столетия.
      Эти лодки должны быть проще, меньше и существенно дешевле 885 проекта.

      Вашим же аргументом по тому же месту! Проще 885-го Ясеня может быть только 677-я Лада. Меньше - 677-я Лада (ВИ под водой 2650 т) и в той же весовой категории французские "Рубис" (ВИ под водой 2670 т), кстати атомная! Ну и дешевле - гибрид Лады и Рубиса в титановом корпусе (в смысле АКБ + реактор) в пределах корпуса куда ещё более массовой Варшавянки (ВИ под водой 3950 т). За один ясень по всем параметрам получим парочку ПЛ! trist
      1. +3
        23 martie 2022 19:18
        Citat: Scharnhorst
        Проще 885-го Ясеня может быть только 677-я Лада.

        А если на базе 955 проекта, удалив отсек БР, начать строить МАПЛ. По стоимости она будет вдвое дешевле 885-ой, меньше в размерах. Промышленностью этот проект освоен вполне. Таких рабочих лошадок для флота можно было бы наклепать под двадцать штук к началу тридцатых. С титаном всё, скорее всего, будет гораздо медленнее, в разы дороже, и серия ограничится теми же 7-8 вымпелами...
        Citat: Scharnhorst
        Позволю себе не согласиться...

        А что, намечается какой-то прорыв в массовом строительстве надводных кораблей ДМЗ?

        Citat: Scharnhorst
        французские "Рубис"

        Как то настороженно я отношусь к таким "ультрамелким" атомоходам. Автономность, живучесть и боезапас - всё на минимуме. Для закрытых акваторий неатомных 636 и 677 за глаза, а для океанских просторов всеже нужно что-то более вместительное.
        1. +3
          23 martie 2022 23:34
          А что, намечается какой-то прорыв в массовом строительстве надводных кораблей ДМЗ?

          Извиняюсь за ответ вопросом на вопрос. А зачем нам как Китаю и США по семь десятков океанских эсминцев? Считаю даже раздутый проект 22350М избыточным. В условиях военного времени (уже месяц текущей операции) легкомысленно допускать попытки реализации программы океанских флотов для РФ. Даже успешные немцы от подобных планов отказались в начале ВМВ.
          1. +3
            24 martie 2022 00:00
            Citat: Scharnhorst
            А зачем нам как Китаю и США по семь десятков океанских эсминцев

            70 эсминцев незачем, тут я согласен с Вами, а вот 20 фрегатов иметь просто необходимо (по 8 на СФ и ТОФ, и 4 для ЧФ), как необходимый минимум. Хотя, исходить нужно от задач, которые стоят перед Флотом, а уж под эти задачи и корабли строить.
            Citat: Scharnhorst
            Считаю даже раздутый проект 22350М избыточным.

            Исходить, повторюсь, нужно от задач, которые ставятся перед конкретным кораблем.
            Проблема же мне видится в том, что множество проектов явно не способствуют серийности, ведут к затягиванию сроков и перерасходу средств.
            1. 0
              28 martie 2022 12:58
              - Исходить, повторюсь, нужно от задач, которые ставятся перед конкретным кораблем.

              Исходя из задач, НК вообще строить не надо. Бо даже имея господство на море и в воздухе и реального противника с обширной и толком не прикрытой береговой линией - флот даже БДК использует в качестве обычных торгашей (Задача у десантного корабля привычная - доставка военной техники, а вот способ разгрузки БТРов весьма необычный, с помощью портовых кранов. Конструктивные особенности кораблей проекта 1171 позволяют и это. Всего же в операции участвуют десять больших десантных кораблей.(с)), боевые же корабли даже для их прикрытия, не говоря о самостоятельных задачах, применять почему-то стесняются.
              Да, если что, для калибрования Украины флот не обязателен.
              1. 0
                28 martie 2022 15:49
                Citat din dim999
                Исходя из задач, НК вообще строить не надо.

                Очень категорично.
                Какой же флот без надводной составляющей? Одним подплавом всю гамму задач не решить. ВМФ должен быть сбалансирован, на сколько позволяет текущая ситуация и возможности.
                Citat din dim999
                флот даже БДК использует в качестве обычных торгашей

                Так это не от хорошей жизни...
                Citat din dim999
                Конструктивные особенности кораблей проекта 1171

                Конструктивные особенности проекта 1171 не позволяют строить их массово, а тогда не совсем понимаю "зачем они". Советские БДК на пределе, нужна новая серия, именно серия, а не 2-4 корабля.
                Citat din dim999
                боевые же корабли даже для их прикрытия, не говоря о самостоятельных задачах, применять почему-то стесняются.

                Да не стесняются, а не хватает их банально. Новых НК ДМЗ - считанные единицы, советский задел через десяток лет исчезнет и станет историей.
                Citat din dim999
                для калибрования Украины флот не обязателен.

                А для вразумления "партнеров" в Черноморском, Средиземноморском и Дальневосточных бассейнах..?
                1. 0
                  29 martie 2022 12:23
                  Какой же флот без надводной составляющей?

                  Боевой. Выполняющий реальные задачи. Не путайте "флот без БНК" и "флот без надводной составляющей". В Великую отечественную пафосные линкоры с эсминцами торчали в базах, а воевали катера и траулеры с привинченными наскоро пушками. В Карибский кризис к Кубе пошли транспорты с наскоро привинченными ЗУшками и катерами, а БНК опять-таки остались в базах, бо вдруг утопят. Т.е. сбалансированный флот - дешевые гражданские посудины с вооружением, дешевые же юниты для узких задач (вроде Дюгоней и ДЭПЛ).

                  Так это не от хорошей жизни...

                  Что, совсем-совсем нет самоходных барж и прочих паромов на Азовском море? Так тогда тем более не на БДК деньги тратить надо)))

                  Конструктивные особенности проекта 1171 не позволяют строить их массово, а тогда не совсем понимаю "зачем они". Советские БДК на пределе, нужна новая серия, именно серия, а не 2-4 корабля.

                  А не надо строить БДК. Вполне гражданских решений для доставки груза, в т.ч. на необорудованный берег, хватает. А ЗУшку и град можно и на палубу поставить, всё равно вооружение БДК для самообороны от чего-то серьёзнее негров на ржавой моторной лодке ни о чем.
                  Да не стесняются, а не хватает их банально. Новых НК ДМЗ - считанные единицы, советский задел через десяток лет исчезнет и станет историей.

                  О_о...))) От Севастополя до Одессы морем аж меньше 200 км, от Керчи до Бердянска тоже. Там точно-точно нужны именно корабли ДМЗ? Исчезнет - туда и дорога, вместо пафосных украшений родного пирса ресурсы пойдут на то, что реально будет воевать.
                  А для вразумления "партнеров" в Черноморском, Средиземноморском и Дальневосточных бассейнах..?

                  ВВС и наземные комплексы никто не отменял.
                  1. 0
                    30 martie 2022 09:39
                    Citat din dim999
                    В Великую отечественную пафосные линкоры с эсминцами торчали в базах

                    Если вы изучаете историю, то знаете, почему они там "торчали" и как распределялись силы по флотам.

                    Citat din dim999
                    В Карибский кризис к Кубе пошли транспорты с наскоро привинченными ЗУшками и катерами, а БНК опять-таки остались в базах, бо вдруг утопят.

                    Изначальный успех скрытности был, но потом, когда США стали тормозить и разворачивать транспорты, необходимо было вводить в дело эскадры крейсеров/эсминцев. Почему не ввели? Хрущев и маршалы-сухопутчики решили по своему. Как решали, стало понятно позже
                    În același timp, contribuția comandanților armatei la eșecul campaniei submarine a fost decisivă - ministrul apărării Grechko a fost cel care a stabilit viteza bărcilor la treceri, ceea ce a dus la depistarea acestora.
                    Analiza faptului ascensiunii este, de asemenea, „impresionantă”, luăm cel puțin fraza „legendară” a ministrului apărării:

                    „Care este încărcarea bateriei? Ce fel de baterii? De ce nu ai aruncat grenade în americani când ai ieșit la suprafață?

                    A fost necesar să aruncăm grenade în distrugătorul Marinei SUA. Și apoi, după ce a aflat că s-a dovedit că bărcile erau diesel, și nu nucleare (după operațiunea în care a dat ordine!), ministrul și-a spart ochelarii de masă cu furie.

                    Control de calitate uimitor, nu?

                    Citat din dim999
                    т.е. сбалансированный флот - дешевые гражданские посудины с вооружением,

                    Как раз таки нет. И то, что это не получается у нас (где нет вины флота), совершенно неплохо выходит у других. Стоит задуматься об этом.
                    Citat din dim999
                    Что, совсем-совсем нет самоходных барж

                    С они с неба должны упасть, извините. Корабли и суда строить нужно, постоянно, не прерываясь на десятилетия, верфи строить новые, старые - модернизировать, выделять немалые средства на конструкторские работы по кораблестроению, материаловедению и тд. и тп. Много из всего вышеперечисленного было сделано за последние тридцать лет?

                    Citat din dim999
                    не надо строить БДК. Вполне гражданских решений для доставки груза, в т.ч. на необорудованный берег, хватает. А ЗУшку и град можно и на палубу поставить, всё равно

                    Отчасти согласен. БДК нужны, но строить их нужно максимально ориентируясь на проект какого-нибуть гражданского проекта. Недорогой и массовый корабль нужен, а не то, что выходит сейчас.

                    Citat din dim999
                    ВВС и наземные комплексы никто не отменял.

                    Не отменял. Только далеко не все задачи можно решить с помощью авиациии и ПКР берегового базирования. Именно этими слоганами и баловались "молодая школа" в тридцатых, "кукурузник и ко" в пятидесятых, апологеты "сухопутной державы" в наше время, а потом "вдруг" выясняется, что прикрыть наши РПКСН в морях некому, поддержать армейские подразделения в Сирии нечем (начинаются судорожные попытки аренды всякого плавающего хлама за бугром и матания БДК, вместо транспортов снабжения) и тд...
                    Остается только надеяться, что в будущем явится прозрение на реальную силу и необходимость флота (торгового и военного), на его незаменимые качества.
                    1. +1
                      1 aprilie 2022 17:12
                      знаете, почему они там "торчали"

                      Потому что Кузнецова это устраивало. Так-то РГК вполне воевали, но для этого надо было их попросить, но и армейцы, и мореманы, командующие операциями легких сил, дружно этого не делали, видимо, одинаково "высоко" оценивая пользу от такого "средства усиления", а руководство флота не предлагало помощь утюгов первым и не жучило за неиспользование вторым.
                      Почему не ввели? Хрущев и маршалы-сухопутчики решили по своему. Как решали, стало понятно позже
                      ...
                      Control de calitate uimitor, nu?

                      Потому что было немного не так.
                      1. Летом флотские провели Большую Показуху, прямо дезинформировав руководство (запустили БРПЛ с дизеля, а сказали что с атомной), ну и в целом пели "всё хорошо, прекрасная маркиза".
                      2. План перехода (обратите внимание, МИРНОГО перехода, когда никакой блокады не предвиделось) заложили скорости ПЛ в составе эскадры, без скрытности и с рембазой.
                      2. Когда скрытность всё, а транспорт со спецБЧ ещё в пути, Хрущёв и военные стали искать варианты - и Горшков им таки предложил... выслать ПЛ (НК, когда возникла вероятность боевых действий, НЕ предлагались флотским руководством) ... тадам... чтобы они утопили СВОЙ транспорт со спецБЧ в случае угрозы захвата. При этом какие именно ПЛ отправлять - решал флот, который флот ни слова не сказал на тему "у нас тут атомные немного ненадёжны, мы подумали и решили, хоть и поменялась задача, с представительской на боевую, отправить всё равно дизельные, хотя они И скрытно И быстро не могут". В результате вместо ИМБЫ, способной любую десантную операцию обнулить спецторпедой, получили что получили.
                      3. Таки да, Качество управления было никакое, поэтому Горшков не вылетел со всем своим штабом работать дворниками в Диксоне, а продолжил свою борьбу с советским флотом.
                    2. +1
                      1 aprilie 2022 18:11
                      как распределялись силы по флотам

                      Какая разница, у какого пирса стоит корабль, вместо того, чтобы воевать?) Были задачи и на ЧФ и на БФ, и позже на ТОФ.
                      И то, что это не получается у нас (где нет вины флота), совершенно неплохо выходит у других. Стоит задуматься об этом.

                      Вина флота - корпоративные интересы ставит выше интересов страны. Соответственно берёт на себя задачи не те, которые может решить, а те, под которые можно отжать максимум ресурсов. После чего задачи эти сливает, а страна расхлёбывает последствия этого. Вина же руководства страны - что флоту (и соответствующей части промки) это позволяют.
                      С они с неба должны упасть, извините.

                      Кызыл- и Казань-60, Вологда- и Двиница-50 - с неба упали или всё-таки просто купили б/у?)
                      Корабли и суда строить нужно, постоянно, не прерываясь

                      И, заметьте, строят. Всякие река-море десятками и прочие ледоколы. Вот кто мешал ВМС копеечных Дюгоней на каждый флот по десятку заказать и пару-тройку быстроходных лихтеровозов под них вместо извращений с БДК и Мистралями?
                      Только далеко не все задачи можно решить с помощью авиациии и ПКР берегового базирования.

                      Там где есть - все. Там где нет - флот можно даже не гонять.
                      Именно этими слоганами и баловались "молодая школа" в тридцатых,

                      Для начала - поинтересуйтесь, что именно предлагала молодая школа (в лице Александрова), и чем она отличалась от школы малой войны.))) Которую как раз разгромили адепты Петрова и К, которых у нас почему-то принято считать классической школой (Мэхэн поди в гробу вентилятором работает).
                      "кукурузник и ко" в пятидесятых,

                      Только благодаря Хрущёву у СССР появился ракетный флот вместо чистого музея раритетов времён Великой Отечественной и первые авианесущие корабли.))) Кстати, то, что их было так мало и столь своеобразных - заслуга опять-таки флота, который за несколько лет, пока Хрущёв ко всем приставал с предложением всё-таки достроить 68 в что-то полезное, так и не удосужились предложить лёгкий авианосец.
                      апологеты "сухопутной державы" в наше время, а потом "вдруг" выясняется, что прикрыть наши РПКСН в морях некому, поддержать армейские подразделения в Сирии нечем (начинаются судорожные попытки аренды всякого плавающего хлама за бугром и матания БДК, вместо транспортов снабжения) и тд...

                      Ну как бэ сама идея при господстве противника на море начиная прямо от наших баз и наличии ПГРК строить новые РПКСН тянет на измену Родине в особо крупном с отягчающими.
                      И кто сказал, что флот в самых страшных снах видел поддерживать армейцев или обеспечивать боевую устойчивость МСЯС?
                      Остаётся только надеяться, что ВМФ как работающую строго на себя корпорацию всё-таки разгонят, проведут ревизию реально выполнимых задач, и отдадут их решение "по принадлежности" - в РВСН, ВВС, погранцам, снабженцам и т.д. Которые и будут заказывать по необходимости плавсредства под конкретные задачи и эти задачи решать.)
    2. +6
      23 martie 2022 22:51
      С учётом цены оборудования подлодки, разница в цене между титановой и такой же стальной не выйдет за 10% скорее всего.
  5. +4
    23 martie 2022 10:04
    Командир ТАВКР «Киев» капитан 1-го ранга В. Звада («Морской Сборник» № 9 2021 г.)

    Был командиром моего корабля (Баку/Горшков → Викрамадитья)
  6. -6
    23 martie 2022 12:11
    О, Максика Климова выпустили!
  7. +1
    23 martie 2022 12:15
    hi
    Interesant articol, like it!
  8. -3
    23 martie 2022 17:50
    АУГофилы сайта утверждали что громадную корабельную АУГ невозможно обнаружить с помощью спутниковой разведки и дать целеуказание , а тут такое! В 1993 г. в журнале российского Генштаба «Военная мысль» (генерал-майор в отставке М. А. Борщев «О военной организации СНГ» № 3 1993 г.) было заявлено, что «всепогодные разведывательные спутники и другие виды космической поддержки будут позволять обнаруживать надводные корабли и подводные лодки в любое время дня с высокой вероятностью и обеспечивать целеуказание высокоточному оружию практически в реальном времени». Кик тик то?!! Это получается что не то что АУГ ,а мизерную подводную лодку можно обнаружить на глубине нескольких сот метров и дать на нее целеуказание?! От это поворот...
    1. 0
      23 martie 2022 20:48
      Титановый прорыв ? у пл Пиранья проекта 865 то же был титановый корпус , а глубина погружения всего 200м!!! , вопрос - зачем ей понадобился титан если можно было на те же 200м сделать например из чугуна ? (высокопрочный чугун прочнее титановых сплавов) да просто тогда было модным делать из тината , в том числе и лопаты, а иных странах вообще не считают нужным строить лодки из титана.
      1. +4
        23 martie 2022 22:57
        вопрос - зачем ей понадобился титан если можно было на те же 200м сделать например из чугуна ?


        Во первых нельзя, а во-вторых, чтобы уйти от неакустики, нужен километр, и не занырнуть туда на час, а на сутки-двое уйти.
    2. +6
      23 martie 2022 22:56
      Всё очень просто для неупоротых - корабль может идти 30 узлов и более, проходя опасные районы ходом, подлодке в любом случае придётся красться, иначе она утратит акустическую скрытность.
      Например, спутник пролетает над неким участком мирового океана раз в 15 часов, полоса сканирования 300 км, корабль её пройдёт быстрее, чем спутник свои 15 оборотов вокруг Земли сделает, просто за счёт скорости, лодке с такой скоростью зону не пересечь, она на 30 узлах будет очень сильно шуметь, и её срисуют донные акустические системы с очень большого расстояния. А будет ползти медленно - попадёт под спутник.
      Парадокс, да, но вот так сейчас всё.

      Упоротые, которые живут в своей реальности, конечно ничего не поймут. Но кого они волнуют?
      1. -4
        23 martie 2022 23:15
        Adică Генерал-майор в отставке М. А. Борщев упоротый? А агент вражеского влияния Тимохин светоч в военной мысли? Ну чтож прелестно! Вот это для кого написано? было заявлено, что «всепогодные разведывательные спутники и другие виды космической поддержки будут позволять обнаруживать надводные корабли и подводные лодки Oricând дня с высокой вероятностью и обеспечивать целеуказание высокоточному оружию aproape în timp real» Заметьте "В любое время" Практически в реальном времени это по вашему спутник пролетает над неким участком мирового океана раз в 15 часов А если нет ? То что ? Я так не играю? Не честно? . Если реальность не сходится с "я так вижу" то это проблема реальности..
        1. +1
          28 martie 2022 15:24
          Так надо же попасть в полосу обзора сначала
      2. -1
        28 martie 2022 12:47
        И чем для донных систем отличается ПЛ на перископной на 30 узлах и АВ на 30 узлах?
        1. 0
          28 martie 2022 15:25
          Дальностью обнаружения, в некоторых случаях - на порядок
          1. 0
            29 martie 2022 11:53
            Т.е. по-Вашему, 4 турбины и 4 винта на тушке 100 кт слышно хуже, чем 1 турбину со лучшей звукоизоляцией и 1 малошумный винт на тех же 10 метрах глубины? А то и меньше, если в позиционном? Не надо сравнивать АВ с ПЛ на глубине 50-100, она и в приповерхностный слой умеет.
            1. 0
              29 martie 2022 12:00
              Рекорд по акустическому обнаружению авианосца - где-то под пятьсот километров, подлодки - 6000.
              Acestea sunt fapte.
              Правда, лодка была старая, первого поколения, но она не на 30 узлах шла, она скрывалась (пыталась).

              С учётом современной ПЛО понятие "скрытность" надо пересматривать в принципе.
              1. 0
                1 aprilie 2022 16:41
                Т.е. ЧиТД - "ПЛ на большой скорости слышно дальше, чем АВ" говорится на основе дальности обнаружения Очень Шумной ПЛ удачно попавшей в ПЗК и к ситуации "малошумная ПЛ идёт на перископной глубине или в позиционном положении" не относится никак от слова совсем.

                Только вот скрытность тогда (а некоторые флотские офицеры в чинах и сильно позже) считали "в подводном - значит скрытно", ещё и коэффициенты скрытности из этого выводили.)))

                Надо. Но для всех одинаково, а не "здесь считаем, а здесь селедку заворачиваем".
    3. +4
      23 martie 2022 23:11
      Citat: max702
      мизерную подводную лодку можно обнаружить на глубине нескольких сот метров и дать на нее целеуказание?! От это поворот...

      1. Обнаруживают "след" лодки. Радиационный или тепловой после его "всплытия" на поверхность моря. Скорость "всплытия" следа, если склероз мне не врет, порядка 1-2 м за час...
      2. Обнаруживают "стоячие" волны от движения объекта под водой. Это при серьезной скорости и при небольшой глубине движения...
      3. Если прозрачность моря хорошая, то возможна лазерная локация "зеленым" лазером на глубинах до 150м
      Даже без КА есть приборы на НК и ПЛА для обнаружения лодок в погруженном состоянии ... Все это называется неакустическими способами обнаружения ПЛ в подводном положении.
      А из акустических на первое место выдвигается способ обнаружение нешумящих подводных объектов, "подсвеченных" НЧ излучением или естественными "шумами" моря. Знаменитые братья Валерий и Виктор Лексины и их прибор типа "Дельта". При этом уже даже наши ДПЛ пр.677 несут ГПБА в оперении вертикального руля...с СДВ (НЧ) антенной...
      Поэтому, глубина погружения важна для скрытности только по первым указанным выше полям-демаскирующим факторам ПЛ. Но от НЧ излучения глубина не спасет, а это самый важный на сегодня способ обнаружения нешумящих подводных объектов.
      1. -1
        29 martie 2022 19:33
        Вот вы все это очень красиво написали, но у меня другой вопрос, если вот это все обнаруживает мааленькую АПЛ то почему вот это вот все не может обнаружить десяток кораблей АУГ водоизмещением на порядки большем? Вот о чем мой вопрос был к агенту вражеского влияния Тимохину .. Правда он в комментах умудрился родить вот такое Рекорд по акустическому обнаружению авианосца - где-то под пятьсот километров, подлодки - 6000.
        Acestea sunt fapte.
        Но это ладно, и если исходить из логики Тимохина то тогда АПЛ в надводном положении будут обнаруживать не за 6000км, а за 500.. Хотя как раз АПЛ и создавали для максимально скрытного передвижения по морям океанам в отличии о лоханок размером с острова.. Но у Тимохина это так..
        1. +2
          29 martie 2022 21:23
          Citat: max702
          Но у Тимохина это так..

          Максим, а ведь Тимохин -то прав! Все дело в том, что есть такая наука кака гидрология/гидроакустика. И она очень "коварна" в плане распространения звуковой энергии в водной среде (в ПЗК, к примеру!). Так вот, отмечены случаи, когда сигнал по ПЗК (подводный звуковой канал) огибал Землю... Сейчас вся фишка в цифровой обработке сигнала, выделении его на фоне естественных шумов моря и многочисленных ревербераций ото дна, водных клинов (пластов с разной плотностью-температурой) и т.п. Мат аппарат этих "черных ящиков" (ПО аппаратуры приемного тракта) таков, что сам чёрт ногу сломит... Поэтому Лесины и были пионерами со своими Дельтами...
          Короче, не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Поэтому предлагаю оставить сей вопрос спецам в области Г/А. Я же по первородству штурман-навигатор, а не гидроакустик или торпедёр -- всех тонкостей водной стихии точно не знаю. Посему -- прошу пардону...
          Как мог объяснил. С уважением, Удав.
          1. 0
            29 martie 2022 22:31
            Я понимаю что гидроакустика штука не простая, только объясните как в случае сАПЛ гидроакустика работает, а в случае с АУГ не работает? За чем тогда выпускать АПЛ если они обнаруживаются на расстояниях в тысячи км больших чем надводные корабли? С какой целью идет их выпуск если они такая легкая мишень? Сдается мне что это банальное натягивание совы на глобус, что да смогли расшифровать сигнал от АПЛ на таком расстоянии но что это дает? Скорей всего сам факт, но вот в реальном поиске и целеуказании АПЛ это ну никак не помогает, ибо их просто никто тогда не стал бы производить чего категорически не происходит.. Я повторюсь если АПЛ можно выследить в реальном времени то громаду АУГ тем более, никаких физических противоречий в этом нет. а вот то АПЛ у которой сделана специальная форма корпуса, гидроакустическое покрытия, хитрый движитель для тех же задач повышенной скрытности и все это абсолютно бесполезно ибо АУГ\КУГ найти труднее то для чего тогда ПЛ как класс? Противоречие вижу я ..АПЛ заточенные на скрытность находятся на порядки проще чем АУГ/КУГ которые категорически на эту скрытность не затачивались.. Ради чего тогда танцы с ПЛ?
            1. +3
              29 martie 2022 23:35
              Citat: max702
              как в случае с АПЛ гидроакустика работает, а в случае с АУГ не работает?

              Все в соответствии с физикой распространения волновой энергии в водной среде (в соответствии с типом гидрологии моря -- от 1 до 7!)
              Citat: max702
              За чем тогда выпускать АПЛ если они обнаруживаются на расстояниях в тысячи км больших чем надводные корабли?
              Ну, такого нет! Потому как лодка всегда имеет актуальный г/а разрез акватории, где она находится и выбирает наивыгоднейшее положение по отношению к цели (ПЛК). Не поленитесь, посмотрите по запросу в И-нете то, о чем я написал.
              Citat: max702
              АПЛ заточенные на скрытность находятся на порядки проще чем АУГ/КУГ которые категорически на эту скрытность не затачивались..
              Найти ПЛА на малошумном ходу под ГЭД в удаленном районе мирового океана очень-очень трудная задача... Для этого задействуются все средства, начиная от агентурной разведки (кроты в штабах, сбор слухов и т.п.) до КА РТР и спец средствами поиска... При этом флоты проводят масштабные поисковые операции, задействовав силы и средства старшего начальника (МО РФ)... И длятся такие поисковые операции сутками, неделями, если это очень нужно... А все, что сверху, находится в течении суток... максимум!
              Я не читал опуса Александра Тимохина, где он утверждал обратное. Но по своему опыту службы во флоте -- подписываюсь под мною выше сказанным.
              AHA.
              1. -2
                30 martie 2022 09:14
                Спор у меня начался с того что В 1993 г. в журнале российского Генштаба «Военная мысль» (генерал-майор в отставке М. А. Борщев «О военной организации СНГ» № 3 1993 г.) было заявлено, что «всепогодные разведывательные спутники и другие виды космической поддержки будут позволять обнаруживать надводные корабли и подводные лодки в любое время дня с высокой вероятностью и обеспечивать целеуказание высокоточному оружию практически в реальном времени". на что Тимохин заявил вот это все работает с ПЛ, а с АУГ нет! Всё очень просто для неупоротых - корабль может идти 30 узлов и более, проходя опасные районы ходом, подлодке в любом случае придётся красться, иначе она утратит акустическую скрытность. Типа АУГ быстренько пройдет опасный участок и его никто не обнаружит, а вот АПЛ потеряет скрытность и ее обязательно найдут! Как так то ?!!! Что те что другие шумят по полной но АПЛ берут на прицел , а АУГ незаметно растворяется в просторах океана... АУГ шумящая десятками винтов долбящая радарами и сонарами во все стороны держащая в воздухе самолет ДРЛ и дежурное звено невидима для противника ,а малошумная АПЛ скользяща в глубине легко и непринужденно берется на прицел? Ничего не смущает? Ладно! Черт с ними ! АУГ надводную действительно невозможно обнаружить ближе500км, но как быть с АПЛ которые обязательно сопровождают АУГ в кол-ве 1-2шт? Их же обнаружить легко! А сними и всю АУГ? Я не в технические дебри лезу .а в логику! Кого проще обнаружить роту солдат идущую по лесу несущую тяжелое вооружение или разведчика с грузом пластида в рюкзаке? Эскадрилью стратегов или одинокий самолет по технологии стелс? Принципы обнаружения( что вы описали) те же что к АПЛ что к АУГ Но у Тимохина на море океане "это другое!" Вся суть в том что верование в неуязвимость и эффективность АУГ основывается на двух китах это невозможность обнаружения оной за пределами действия палубной авиации АУГ , а так же невозможность дачи целеуказания на оную в тех же расстояниях , как только этого нет АУГ превращается дорогостоящую мишень ибо догмат о том что ПКР для АУГ легкая цель опровергнут как и наличие у оных гиперзвука .. По этому я и говорю если в 93г генерал-майор в отставке М. А. Борщев заявляет о возможности обнаружения и целеуказания в реальном времени ПЛ и надводных кораблей , то 30 лет спустя это скорей всего реализовано на практике что ставит под вопрос наличие КУГ/АУГ и прочие крупные надводные соединения за которые топит агент вражеского влияния Тимохин , ибо если мы влезем в такую аферу на другие виды вооружений ресурсов е останется.. Не чем иначе активность в продвижении вопроса о необходимость ВМФ РФ нескольких АУГ объяснить нельзя..
  9. +2
    23 martie 2022 21:20
    Изначально для 705 задумывалась глубина 600 метров (проект 661 – 400 метров), однако после яростных споров и тяжелых совещаний в руководстве судпрома настояли на ее ограничении до 400 м. В результате «легкий» титановый корпус пришлось «догружать» чугунным балластом.


    Nimic nu este clar.

    Что это за глубина? Предельная? Рабочая?

    Почему уменьшение этой глубины приводит к необходимости догрузки чугунным балластом?
    1. 0
      16 mai 2022 21:35
      Что это за глубина? Предельная? Рабочая?


      Для "не морских" ( по простому):
      Предельная глубина- пл может погрузиться кратковременно, выполнив предварительно определенные подготовительные мероприятия. Например, закрыть определенные "краны" и отсечь тех. средства от избыточного давления-некоторые "штуки" не выдержат и "сломаются". У каждого командира БЧ на ПЛ есть план таких мероприятий.
      Рабочая глубина- ПЛ может погрузиться на нее в любое время и находиться сколько нужно. Никаких спец мероприятий и подготовки тех средств не требуется.
    2. 0
      16 mai 2022 21:46
      Почему уменьшение этой глубины приводит к необходимости догрузки чугунным балластом?


      На сколько я понял, речь шла о замене стали на титан. Т.к нагрузка лодки при проектировании рассчитывается исходя из веса и объёма корабля-балластные, дифферентовочные системы и прочая..., то при замене корпуса меняется вес корабля и его водоизмещение (размеры). Это нарушает исходные расчеты по способности ПЛ погрузиться. Если принимаемого балласта (воды) будет мало, то не сможет "нырнуть". Поэтому заранее для избежания ошибок развесовки предусмотрен дополнительный балласт в виде чугуниевых чушек с ручками. На ПЛ они загружаются изначально. По результатам испытаний эти чушки могут догрузить или выгрузить для приведения развесовки ПЛ к норме.
  10. +1
    25 martie 2022 11:21
    "Мудрость руководителей СССР"
    Не все они были мудрыми, то есть приносили пользу стране и её народу, часть мудрых руководителей работала на развал СССР, и эта часть победила.
  11. +3
    30 martie 2022 18:43
    Citat: max702
    Не чем иначе активность в продвижении вопроса о необходимости ВМФ РФ нескольких АУГ объяснить нельзя..

    Спасибо, что ввели в курс дела и историю спора.
    Судя по вашему рассказу, Александр занялся апологетикой АУС в ущерб подводным силам. Это неправильно. Нам нужен сбалансированный по родам и силам, а заодно и по количеству современный океанский флот. Который без ПЛА (разных классов) и НК, включая АВУ просто немыслим. Это дорого и пока нам не по карману. Но все непременно устроится, и у нас будут нормальные авианосцы в количестве, достаточном для решения перед флотом задач. Будут и лодки и не "имеющее аналогов" оружие...
    Всему свое время. Тем, кто отрицает этот постулат не хватает образования и понимания сути вооруженной борьбы на море.
    И еще. Спасибо за беседу, но, прошу меня извинить, такие вопросы лучше обсуждать в личке, потому как в споре упоминаются конкретные лица.
    Cu stimă, Udav. hi
  12. 0
    24 mai 2022 10:57
    В 1989 г был в командировке в Горьком на Кр. Сормово, в сварочного сборочном цехе 2. Видел сварку полу корпуса, был в цехе торпедных аппаратов. Сормичи говорили что они только рубку не ставили, а два полу корпуса собирались в ССЦ-1 и далее по рекам и каналам с деревянной баржей сверху корпуса тянули на достройку. Правда Ждановский (северная верфь) в качестве достройщика тоже упоминали. Как говорится: за что купил...