Revizuirea militară

Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 10)

13
«…но может, мы не все цубы видели?
В самую точку мысль».

(Из комментариев на сайте)

Жирная кошка,
Растянувшись на веере, спит
Сладко-пресладко…
Issa


Итак, наше повествование о цубах постепенно приходит к концу. Прежде всего мы выяснили, что цуб очень много, не просто много, а так много, что и не сосчитаешь. Их коллекции хранятся и в нашей Кунсткамере, и также в Эрмитаже, понятно, что их просто не может не быть в Токийском национальном музее, и, конечно, неудивительно, что есть они и в Метрополитен-музее Нью-Йорка, и музее Гонолулу, и Музее искусств округа Лос-Анджелес… Впрочем, наверное проще будет назвать музей, где их нет, чем тот из известных в мире музеев, где их бы не было совсем. А все потому, что монтировка японского меча была съемной, и на один и тот же клинок можно было поочередно надевать любое количество оправ, включая те же цубы. Что позволяло истинным художникам творить не только по заказу, но и взять, да и сделать что-то просто так, от души. А потом мастера становились известны, их работы берегли и сохраняли, подделывали – а как же без этого, ну и копировали… Вот почему в итоге цубы сегодня встречаются в таком количестве. Поэтому если вам ну… скажем, вздумалось начать их коллекционировать, то для этого никуда даже выезжать не надо. Все, что требуется – это компьютер, желание, ну и деньги, конечно.

Ну, а сегодня мы поведем рассказ о сюжетах. Сюжетах, встречающихся на цубах, и столь же многочисленных, как и они сами. И начнем с того, что отметим: очень много цуб связаны с природой. Это темы дождя, ветра, опавшая листва, гонимая ветром, завитки морских волн и взлетающая над ними пена – все это удавалось с большим искусством передать японским мастерам. Но была одна вещь, которая существует только в Японии и ассоциируется именно с ней, хотя «вещь» это не такая уж и редкая и в других частях планеты. Это всего лишь гора, потухший вулкан – всем известная и любимая за свой изысканно совершенный силуэт гора Фудзи! Её изображения в Японии встречаются на самых разных предметах, и цубы отнюдь не исключение.


Цуба «Фудзи и путник». Начало XIX в. Материал: железо, серебро, сякудо, медь. Длина: 7 см. Ширина: 6.4 см. Толщина: 0.5 см. Вес: 82.2 г. Данная цуба оригинальна тем (хотя по замыслу и композиции очень проста), что на ней два вида: на аверсе Фудзи, со стороны Фудзи (реверс). И эта «картинка» по-своему тоже интересна: две необычные сосны на берегу моря и паруса среди волн. Казалось бы, ничего особенного, но сюжет какой-то очень уж трогательный. На него можно смотреть и смотреть…


Aceeași tsuba este inversă.

Впрочем, можно было связать Фудзи и с улиткой, что ползет по ее склону, и… с облаками, увидеть Фудзи сквозь косые струи дождя, и даже изобразить рядом с ней дракона. А дракон в Японии существо положительное, и увидеть его – к счастью!


Цуба «Фудзи и дракон». Аверс. XVIII в. Материал: железо, золото, серебро, медь. Длина: 8,7 см. Ширина: 8,1 см. Толщина: 0,3 см. Вес: 136,1 г.


Aceeași tsuba este inversă.

Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 10)

А вот это просто Фудзи… Цуба XVIII в. Материал: сибуити, сякудо, золото, серебро, медь. Длина: 7,5 cм. Ширина: 6,4 cм. Толщина: 0,5 cм. Вес: 110,6 г.

Впрочем, почему обязательно Фудзи? На цубе могли быть изображены и «просто горы», а рядом с ними дома, лодки, мосты, деревья и цветы. Вот, например, две цубы, на которых как раз и изображены именно такие горы, больше даже напоминающие холмы и… все. Смотрите на них и думайте, что «лучше гор, могут быть только горы»!


Цуба с видом гор. Ок. 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, сякудо, золото.
Длина: 8,6 cм. Ширина: 8,1 cм. Толщина: 0,6 cм. Вес:175,8 г.


Цуба с видом на горы. Мастер Ямасиро из Фусими, XVI век. (Токийский национальный музей)


Очень необычной является вот эта цуба. Условно назовем ее так: «Горы и раковины». Изготовлена она была в XVII веке, то есть это уже было мирное время и у мастеров появилось время просто сесть и подумать над заказом, никуда особо не торопясь. Материал: сякудо, сибуити, золото, медь. Размеры: длина: 8,7 cм; ширина 8,3 cм; толщина 0,8 cм; вес 187,1 г. На ней две небольшие горы, клубящиеся облака, а внизу на песчаной отмели лежат раковины. И что бы все это значило?

Теперь от темы гор перейдем к теме… мистических существ. Потому, что в одном из комментариев к предыдущей статье как раз и был вопрос о том, изображались ли на цубах разные… «нечистики». Изображались! И причина этому в том, что даже демоны в Японии не такие как у других народов – то есть «плохие от начала и до конца». Нет, в Японии в большинстве своем даже «плохие» потусторонние сущности… имеют некие позитивные черты личности. То есть все как в «Возвращении джедая» — «В нем еще есть добро!» Вот и японские сказочные существа, и демонические сущности в чем-то плохие, а в чем-то и хорошие и… почему бы их в таком случае и не изобразить на цубе?

Кого чаще всего можно увидеть на цубах? Ну, например, баку – что-то вроде гибрида слона, медведя, тигра, да еще и с бычьим хвостом. Чем занимается баку? Оно ест плохие сны! Если ночью вам привиделся кошмар, то нужно было сказать: «Баку кураэ! Баку кураэ! (баку съешь, баку съешь!)». Но если сон очень уж страшный, то баку мог им подавиться, и тогда человек мог сказать: «Даже баку этим подавился!». То есть хуже этого ничего быть не может!

О́ни – японские черти с цветной кожей тоже очень популярны. И в первую очередь потому, что, как и у нашего А.С. Пушкина, их зловредность далеко не однозначна. Правда, в доме их лучше не иметь. Но и выгнать их не сложно. По весне достаточно разбросать по дому жареные бобы, прикосновение которых для они отвратительны, а затем вымести их за порог с приговором: «Фуку ва ути, они вас ото» — «счастье в дом, черти — вон». Бывало и так, что они совершал хороший поступок и тогда у него отваливался один рог. С они постоянно борется Джункуй (о том, кто он и как выглядит, мы здесь уже писали), но они нередко подстраивают ему каверзы.

centru][/ Center]
Вот цуба (аверс) с изображением они (слева), 1615–1868 гг. Материал: железо, медь, сибуити, серебро. Длина: 8,6 cм; ширина 7,9 cм; толщина 0,8 cм. Вес 207 г.


Эта же цуба (реверс). На нем волшебное зеркало, в котором увидела себя богиня Аматерасу.

Тэнгу – крылатые и носатые существа, обитающие в лесу. Судя по письменным источникам, написанным после XII века, нередко занимались тем, что обучали боевым искусствам разных героев. То есть герой мог пойти к ним, как у нас Иван-царевич к Бабе-Яге, и попросить его обучить искусству биться на мечах. И цубы с таким сюжетом известны. Хотя в Японии и было в обычае пугать ими непослушных детей: «Вот придет тэнгу и унесет тебя в лес!»

Но есть и чисто японские демонические сущности, у других народов неизвестные. Например, каппа, чешуйчатое создание с углублением на голове, в котором налита вода. Может принимать человеческий облик, но в таком виде ее нетрудно распознать по запаху. Затаскивает людей и лошадей в воду и пьет их кровь. Встреча с каппой не сулит человеку ничего хорошего. Но каппа существо вежливое. Очень! Если ему поклониться, оно обязательно поклонится в ответ. Вода из емкости на голове выльется, и каппа ослабеет. После этого ее можно поймать и заставить загонять для рыбаков рыбу. Мастера цубако изображали каппу ради… ее пупырчатой кожи. Мол, вот какой я искусный мастер и что я могу!

Среди читателей ВО было несколько человек, хотевших увидеть на цубах кошек. И – да, действительно, кошек на цубах изображали. И не только кошек, а множество «братьев наших меньших», например, популярными зверьками были лисы и барсуки, а почему вы сейчас узнаете. Дело в том, что именно лисица (кицунэ) была главным зверем-оборотнем, которая чаще всего превращалась в женщину, чтобы соблазнить японского мужчину и погубить его. Но это касалось лишь рыжих лисиц, а вот серебристые людям никогда не вредили, а напротив, всегда помогали. Превратиться лисе в человека было проще простого: стоило только водорослями голову при луне обмотать и – все, превращение состоялось. Но и узнать жену-лисицу было не слишком сложно. Достаточно было посмотреть на ее тень на ширме от горящего очага. Если на ней была… не женщина, то можно было сразу хвататься за меч и рубить ей голову!

Барсук (тануки) обычно превращался в мужчин, но никому не вредил. Он обожал спиртное, поэтому его фигурку обычно помещали у питейных заведений. Любимым занятием тануки было надуть живот и колотить по нему лапами. Мог он раздуть до огромных размеров и то, что ниже живота и в таком вот «оригинальном виде» тануки, случалось, изображали на цубах. Или вся цуба (аверс) выглядела как живот раздувшегося тануки, а где он на ней сам, требовалось догадаться, то есть посмотреть на реверс.

Изображение же кошки (нэко) с поднятой лапой для японцев имело особое значение. Если правая – хозяин дома и приглашает войти, а если левая – то…хозяин - человек прагматичный и интересующийся исключительно деньгами. И они тоже оборотни, как и лисицы, но не такие вредные. У вредных к старости отрастает два хвоста, и она становится нэкомата. Причем человек, обидевший или убивший кошку, обязательно подвергнется мести кошек-оборотней. Кошка-мстительница будет являться ему в кошмарах, а потом просто загрызет. Вот почему японцы даже сейчас предоставляют кошкам полную свободу, считая, что только так кошка может быть полностью счастлива. Всякое ограничение кошачьих желаний, по их мнению, предосудительно и может повлечь за собой месть со стороны кошки, которой лучше всего, разумеется, избежать.


Цуба «Кошка». Подпись мастера Джока, Токио, XVIII — начало XIX века. Материал: железо, лак, золото. Длина 8,3 cм, ширина 7,6 cм.

П.С. Все цубы без указания местонахождения находятся в коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

Pentru a fi continuat ...
Autor:
Articole din această serie:
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 1)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 2)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 3)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 4)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 5)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 6)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 7)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 8)
Legenda lui Tsuba Tsuba (partea 9)
13 comentarii
Anunț

Abonează-te la canalul nostru Telegram, în mod regulat informații suplimentare despre operațiunea specială din Ucraina, o cantitate mare de informații, videoclipuri, ceva ce nu intră pe site: https://t.me/topwar_official

informații
Dragă cititor, pentru a lăsa comentarii la o publicație, trebuie login.
  1. Dulgher 2329
    Dulgher 2329 3 aprilie 2019 18:22
    +2
    Странно в японцах сочетается зверство и понимание искусства.
  2. undecim
    undecim 3 aprilie 2019 19:39
    +4
    Барсук (тануки)
    Позволю себе, Вячеслав Олегович, Вас поправить.
    Тануки - это не барсук, тануки - енотовидная собака.

    Ввиду того, что сами японцы барсука, енота и енотовидную собаку долго путали, эта путаница проникла и в фолькльор, и в прикладное искусство. И в переводную литературу, как англоязычную, так и русскоязычную.
    Барсук по старояпонски - муджина или мами. Животных и названия путают до сих пор. Например, в префектуре Тотиги тануки называют "муджиной", а в регионе Кинки - "тануки".
    Но на стандартном токийском диалекте енотовидная собака, как в зоологическом, так и в "демологическом" значении - тануки.
    1. calibru
      3 aprilie 2019 19:51
      +4
      У меня так было написано в оригинале... видно там взяли с японского также не подумав...
      1. undecim
        undecim 3 aprilie 2019 20:00
        +2
        В этом нет ничего удивительного. На японских ресурсах даже иногда встречается разьяснение по поводу ошибочного перевода. Даже британская википедия не прошла мимо этого момента в статье Japanese raccoon dog.
        1. calibru
          3 aprilie 2019 21:36
          +2
          Одна из забав тануки
          1. undecim
            undecim 3 aprilie 2019 22:06
            +3
            В Японии большая мошонка относится не сексуальной, а к материальной символике. Это символ богатства и процветания. По японски они так и называются kintama - золотые шарики или kinbukuro - денежные мешки.
            Что касается гипертрофировано увеличенных "денежных мешков" тануки, то это продукт уже сравнительно позднего времени, не позже второй половины XIX века. По мнению Owaka Shigeo, "виноваты" в этом ювелиры префектуры Канадзава. Для производства золотой фольги они использовали мошонку тануки, как наиболее подходящую. Слиток золота помещался в выделанную особым способом мошонку тануки для проковки. При этом она растягивалась очень сильно. Встречается инормация, что слиток золота раскатали в лист площадью 8 татами (размер татами 180х90 см), соответственно раскаталась и мошонка тануки.
            Ну а дальше пошел в ход маркетинг, описание магических свойств мошонки в плане принесения удачи. Ну а потом и карикатуристы подтянулись.
            Так что на цуба тануки с такой мошонкой не встретить.
            1. 100502
              100502 4 aprilie 2019 04:39
              0
              Мерзость какая, хотя что говорить у них там бу трусами школьниц торгуют...
              1. undecim
                undecim 4 aprilie 2019 08:15
                +2
                бу трусами, к Вашему сведению, торгуют по всему миру, в том числе и в России, ибо такая девиация, как фетишизм, национальности не имеет.
  3. Adjutant
    Adjutant 3 aprilie 2019 20:53
    +5
    особенно понравилась цуба с кошкой
    похоже очень сбалансированная вещь
  4. undecim
    undecim 3 aprilie 2019 22:35
    +1
    Впрочем, почему обязательно Фудзи? На цубе могли быть изображены и «просто горы», а рядом с ними дома, лодки, мосты, деревья и цветы.
    По поводу "просто горы". У японцев "просто так" практически и не встречается.
    Поэтому если внимательно присмотреться к той цуба, которую назвали "Горы и раковины", то очень большая вероятность, что на ней тоже Фудзи, просто не с "парадного" ракурса.

    Это вид на Фудзи из курортного поселка Хаконэ. Не находите, что очень похоже на пейзаж с цуба?
    1. undecim
      undecim 3 aprilie 2019 23:26
      +2
      На ней две небольшие горы, клубящиеся облака, а внизу на песчаной отмели лежат раковины. И что бы все это значило?
      Если считать, что на цуба все же Фудзияма, то имеем следующее.
      Фудзияма - символизирует божественную чистоту, первозданную красоту, гармонию.
      Сосна на склоне горы - сдержанность и стойкость. Преданность и верность. Вечная юность и долгая жизнь.
      Ракушки - священный символ японского буддизма, символ удачи и процветания.
  5. calibru
    4 aprilie 2019 06:26
    +3
    Citat din Undecim
    Фудзияма - символизирует божественную чистоту, первозданную красоту, гармонию.
    Сосна на склоне горы - сдержанность и стойкость. Преданность и верность. Вечная юность и долгая жизнь.
    Ракушки - священный символ японского буддизма, символ удачи и процветания.

    Mare!
  6. monstru
    monstru 4 aprilie 2019 15:22
    +1
    Всё,до чего дотрагиваются руки детей Аматэрасу,превращается в искусство.